ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Categories:

Кондратий Рылеев

Кондратий Рылеев — дворянский революционер на стихах и примере которого  воспитывались многие поколения русского освободительного (социалистического) движения.




.
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
К. Рылеев, поэма «Иван Сусанин»
.
История жизни декабриста Кондратия Федоровича Рылеева (1795-1826 гг.) — это путь революционера, посвятившего всего себя борьбе за свободу и за право каждого русского человека быть и человеком, и гражданином. Для этой цели Рылеев не пожалел своей жизни: он как один из главных организаторов Восстания декабристов (1825 г.) был публично казнен.
После восстания декабристов царская власть пыталась выставить Рылеева и его товарищей шайкой разбойников, посягнувших на государство и на «помазанников божиих» — императорскую фамилию. Действительно, декабристы хотели не только уничтожить  крепостное рабовладельчество самодержавие, но и истребить царскую семью.
.
Во время следствия на допросе 24 апреля 1826 года Рылеев сказал:
«Мне самому часто приходило на ум, что для прочного введения нового порядка вещей необходимо истребление всей царствующей фамилии. Я полагал, что убиение одного императора не только не произведет никакой пользы, но, напротив, может быть пагубно для самой цели общества, что оно разделит умы, составит партии, взволнует приверженцев августейшей фамилии и что все это совокупно — неминуемо породит междоусобие и все ужасы народной революции. С истреблением же всей императорской фамилии, я думал, что поневоле все партии должны будут соединиться».
.
Однако какие бы усилия не предпринимала властная система Российской империи, пытаясь дискредитировать поступок декабристов и их идеи, революционеры сделались символом борьбы за  безпаразитарную Русь свободу в России и вдохновителями будущих великих исторических свершений. Конечным итогом всей этой борьбы стало создание в России первого в мире социалистического государства — через 92 года после восстания декабристов.
.
Обратимся к страницам истории жизни Кондратия Федоровича. Сам факт, что новорожденный Рылеев «выжил» благодаря совету странницы, говорит о его необычной судьбе. Имя «Кондратий» будущий декабрист получил от отставного солдата — буквально от первого встречного. Крестной матерью Рылеева стала нищенка «с большой дороги».
.
Невольно приходит на мысль, что Рылеев как бы взял на себя частичку народной беды и всю жизнь следовал какому-то зову, не дававшему ему прозябать. Хотя семья Рылеева была отнюдь не зажиточной, но дворянской. Сам Рылеев получил хорошее образование и мог бы сделать блестящую карьеру. Но он выбрал другой путь.
.
Литературный талант начал проявляться у Рылеева в годы юности. И одновременно — начало осознания своего предназначения. Так, в беседе с эмигрантом Буассароном, который отозвался о России как о панцире, Рылеев, как утверждает его биограф Магдалина Дальцева, неожиданно для себя самого называет свою страну буквально частью себя самого:
«А для меня — собственная кожа. И если она изранена, ее надо лечить».
.
Как пишет Дальцева, «он и сам не знал, как у него вырвались эти слова. Он ощутил их не как мысль, а как внезапное озарение». Через несколько лет он скажет другую фразу:
«Любовь к отечеству — это ненависть к его недостаткам».
.
Это осознание себя как части своей страны никогда не покидало Рылеева. Свою судьбу от судьбы Отечества он не отделял.
Его первые стихи "На погибель врагов" и "Любовь к отчизне" созданы под впечатлением побед русских воинов в Отечественной войне 1812 года. Рылеев в своем стихотворении «На погибель врагов» говорит о Наполеоне:
Желая овладеть вселенной,
Он шел Россию покорить.
О враг кичливый, дерзновенный!
Булатный меч тебя смирит.
.
В следующих строчках поэт говорит о том, как встретили Наполеона русские воины, которые «как бы взлелеяны войной»:
.
Смотрите: нет врагов кичливых,
Пришедших россов покорить;
Подобно стаду зайц строптивых,
Наполеонов полк бежит!
.
Как утверждает биограф Рылеева Виктор Афанасьев, после выхода будущего декабриста из кадетского корпуса он стремился попасть на войну, не допуская мысли, что французского императора Наполеона разобьют без него. Важно отметить, что свое участие в войне он считал не тяжкой повинностью, а священным долгом.
Во время войны «в самых трудных обстоятельствах, уставший, мокрый и голодный, он всегда был весел и поддерживал товарищей», пишет Афанасьев. Он жалел солдат, и они любили его.
.
По мнению биографа, он уже тогда чувствовал, что мирное прозябание ему не суждено и что его ждет трагическая судьба. Кстати, трагическую гибель не на войне и не на дуэли предсказала ему в Париже знаменитая прорицательница мадам Ленорман.
.
Жизнь простого народа Рылеев видел, находясь на должности квартирмейстера во время похода 1815 года. По словам его однополчанина Косовского, «тогда-то и зародилась в нем мысль, что в России все дурно, для чего необходимо изменить все законы».
Стихи стали для Рылеева тем голосом, который все настойчивей звучал, пробуждая сограждан к борьбе с несправедливостью. Первым его большим литературным и революционным произведением стала сатирическая поэма «К временщику» (Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»), в которой он атаковал влиятельного вельможу, председателя департамента военных дел Михаила Аракчеева, ставшего для российской истории символом полицейского деспотизма.
Автор обращается к Рубеллию, но подразумевает Аракчеева:
.
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое кто от тебя избавит!
Обращаясь к «Рубеллию», Рылеев обвиняет Аракчеева в притеснении свободы народа. Он не сетует, а угрожает временщику историческим возмездием:
Все трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство!
.
Важным этапом в жизни Рылеева стал его переезд в Петербург в 1820 году. Тот год был насыщен важными событиями.
Его начало ознаменовало возглавляемая Рафаэлем дель Риэго революция в Испании. Имя Риэго Рылеев позже упомянет в своем знаменитом стихотворении «Я ль буду в роковое время...», которое уже полностью проникнуто сознанием своего долга как гражданина. Из этого стихотворения не выкинешь ни слова:
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны,
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.
.
Отметим, что в России в 1820 году произошло такое важное событие как восстание Семеновского полка. Спустя время Рылеев напишет статью, в которой говорится о человеческом достоинстве, которое унижали военачальники.
«Солдаты умели уже рассуждать о своем человеческом достоинстве, понимали унизительность своего положения в рядах отечественной армии и не могли безропотно мириться с аракчеевщиной», — говорится в статье.
Как пишет Афанасьев, в дальнейшем Рылеев будет вспоминать восстание Семеновского полка как упущенную возможность хорошей встряски аракчеевского режима.
.
В политических целях Рылеев осенью 1820 года вступил в масонскую ложу «Пламенеющей звезды». Цель была в том, чтобы получить доступ в среду крупных чиновников, которые могли бы непосредственно влиять на государственные дела.
В январе 1820 года был избран в заседатели Петербургской уголовной палаты. Как утверждает биограф Афанасьев, это был следующий этап его борьбы — теперь в российском суде.
Насколько деятельность Рылеева была ценной на этом посту, можно судить о таком факте его биографии, как случай с судом над мещанином, описанный Николаем Бестужевым.
«Сострадание к человечеству, нелицеприятие, пылкая справедливость, неутомимое защищение истины сделали его известным в столице. Между простым народом имя и честность его вошли в пословицу», — пишет Бестужев.
Бестужев описывает случай с мещанином, схваченным по подозрению в уголовном преступлении и представленным генерал-губернатору Санкт-Петербурга Михаилу Милорадовичу.
.
Во время допроса губернатор, добиваясь показаний от мещанина, пригрозил задержанному отдать его под уголовный суд. Мещанин «упал ему в ноги и с горячими слезами благодарил за милость». На вопрос Милорадовича, какую милость он оказал, мещанин ответил: «Вы меня отдали под суд, и теперь я знаю, что избавлюсь от всех мук и привязок, знаю, что буду оправдан: там есть Рылеев, он не дает погибать невинным».
.
Под влиянием войны Греции за независимость от Турции (1821-1823 гг.) Рылеев в 1824 году написал стихотворение «На смерть Бейрона». Как пишет Афанасьев, «ни за кем не оставляет Рылеев права сказать: «Какое мне дело до свободы Греции?» Никто не вправе принимать с равнодушием урок живой, современной истории, когда «от слез и крови взмокла Эллада средь святой борьбы».
...
Читая любовную лирику Рылеева, понимаешь, что душа его не купалась в этом благополучии.
Рискну высказать предположение, что его любовь к женщине — это скорее путы, а не источник вдохновения. Процитирую полностью стихотворение «К N.N.», в котором об отношении Рылеева к любви почти все сказано:
.
Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить;
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит.
Полна душа твоя всегда
Одних прекрасных ощущений,
Ты бурных чувств моих чужда,
Чужда моих суровых мнений.
Прощаешь ты врагам своим —
Я не знаком с сим чувством нежным
И оскорбителям моим
Плачу отмщеньем неизбежным.
Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.
Мне не любовь твоя нужна,
Занятья нужны мне иные:
Отрадна мне одна война,
Одни тревоги боевые.
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет,—
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.
..
Да и не о любви к женщине эти стихи. Обличитель аракчеевщины, патриот Кондратий Рылеев, который позже скажет, что он «не Поэт, а Гражданин», жил только стремлением сделать свой народ свободным. Придет время и он скажет, предвидя неудачу восстания 1825 года: «Я уверен, что погибнем, но пример останется».
====
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, —
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
К. Рылеев, «Наливайко»
.
Кондратий Федорович Рылеев вступил в Северное общество декабристов в 1823 году, и этот шаг стал судьбоносным для всего революционного движения в России, ведь именно Рылееву суждено было возглавить Восстание декабристов 14 декабря 1825 года.
Восстание провалилось, и Рылеев в числе главных его зачинщиков был казнен в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга 13 июля 1826 года. Взошедший на престол император Николай I «милостиво» заменил ему и его приговоренным к смерти товарищам казнь четвертованием на повешение — «чтобы не проливать крови».
.
Несмотря на кажущуюся лояльность, Николай не сомневался, что Рылеева и других зачинщиков восстания надо казнить.
«С вожаками и зачинщиками заговора будет поступлено без жалости, без пощады. Закон изречет кару, и не для них воспользуюсь я правом помилования. Я буду непреклонен; я обязан дать этот урок России и Европе», — писал он в дни следствия.
И самодержцу российскому удалось свести счеты с бунтарями. Возможно, его руками урок российскому революционному движению преподала сама История, и за этот урок заплатили своими судьбами и жизнями декабристы, осмелившиеся свергнуть самодержавие в первой четверти XIX века.
Понимали ли они, на какую участь обрекают себя? Поэт Рылеев не был романтиком и отдавал себе полный отчет в том, что идет на верную гибель, которая, тем не менее, необходима будущим поколениям и когда-то принесет свои плоды.
.
Предчувствие трагической судьбы возникло у Рылеева еще в юности. Так, перед депортацией из Дрездена в 1814 году, где он, находясь в военном походе, писал эпиграммы на высокопоставленных чиновников, за что и был выслан, Рылеев «на прощание» сказал своему дяде Михаилу Николаевичу: «Кому быть повешенным, того не расстреляют!»
О том, что борьба за свободу может потребовать от него жертвы, он говорил не раз. Эти слова звучат в разных его произведениях. В думе «Смерть Ермака» (1822 г.) есть такие строки:
Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны, —
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы — не праздно в мире жили!
Как пророчество звучат строки из поэмы «Наливайко» (1824 г.):
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю...
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
Зачем же Рылеев шел на погибель и вел за собой товарищей? Об этом он сказал 12 декабря — за два дня до восстания.
«Я уверен, что погибнем, но пример останется. Принесем собою жертву для будущей свободы отечества!» — приводит слова Рылеева его товарищ декабрист Николай Бестужев.
.
Среди своих соратников по Северному обществу Рылеев был наиболее всех убежден в необходимости свержения самодержавия. И готов был, не из личной мести к царской семье, а ради освобождения сограждан из-под ига несправедливой власти, идти до конца.
Декабрист Евгений Оболенский рассказывал о своей беседе с Рылеевым. Оболенский сомневался, правильно ли поступают они с товарищами, планируя государственный переворот.
.
«Я спрашивал себя, имеем ли мы право, как частные люди, составляющие едва заметную единицу в огромном большинстве, составляющем наше Отечество, предпринимать государственный переворот и свой образ воззрения на государственное устройство налагать почти насильственно на тех, которые, может быть, довольствуясь настоящим, не ищут лучшего, если же ищут и стремятся к лучшему, то ищут и стремятся к нему путем исторического развития?» — пишет он.
.
Оболенский признается, что сомнения долго мучили его, Рылеев же стремился сохранить в товарище решимость к действию и огонь.
«Он [Рылеев] говорил, что идеи не подлежат законам большинства или меньшинства, что они свободно рождаются и свободно развиваются в каждом мыслящем существе; далее, что они сообщительны, и если клонятся к пользе общей, если они не порождение чувства себялюбивого или своекорыстного, то суть только выражения несколькими лицами того, что большинство чувствует, но не может еще выразить. Вот почему он полагал себя вправе говорить и действовать в смысле цели союза как выражения идеи общей, еще не выраженной большинством, в полной уверенности, что едва идеи сообщатся большинству, оно их примет и утвердит полным своим одобрением», — писал Оболенский.
Сам Рылеев пишет о своем предназначении матери Анастасии Андреевне. Он успокаивает матушку, говоря о том, что «намерение наше страшно» только для тех, кто не видит его истинной цели. Мать, верит он, сможет понять сына.
.
«Ежели вы отдали меня в военную службу на жертву всем ее трудностям, опасностям, самой смерти, могшей меня постичь на каждом шагу, — для чего вы жертвовали мной? Вы хотели, чтобы я служил Отечеству, чтоб я исполнил долг мой, а между тем материнское сердце, разделяясь между страхом и надеждой, втайне желало, чтобы я отличался, возвышался между другими, — мог ли я искать того и другого, не встречая беспрестанно смерти?» — пишет Рылеев.
.
Рылеев обращает внимание матери на то, что «тогда» она так не боялась, как теперь, когда готовится восстание. Далее он пишет:
«Я служил Отечеству, пока оно нуждалось в службе своих граждан, и не хотел продолжать ее, когда увидел, что буду служить только для прихотей самовластного деспота; я желал лучше служить человечеству, избрал звание судьи… Ныне наступил век гражданского мужества, я чувствую, что мое призвание выше, — я буду лить кровь свою, но за свободу Отечества, за счастье соотчичей, для исторжения из рук самовластия железного скипетра, для приобретения законных прав угнетенному человечеству — вот будут мои дела. Если я успею, вы не можете сомневаться в награде за них: счастие россиян будет лучшим для меня отличием. Если же паду в борьбе законного права со властью, ежели современники не будут уметь понять и оценить меня — вы будете знать чистоту и святость моих намерений; может быть, потомство отдаст мне справедливость, а история запишет имя мое вместе е именами великих людей, погибших за человечество».
.
В тюрьме во время следствия Рылеев написал такие строки:
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Коли ношу их за отчизну.
Рылеев на следствии просил, чтобы наказали только его как «главнейшего виновника происшествия 14 декабря».
"Открыв откровенно и решительно, что мне известно, я прошу одной милости: пощадить молодых людей, вовлеченных в общество, и вспомнить, что дух времени — такая сила, пред которою они не в состоянии были устоять", — писал декабрист в показаниях.
Когда Рылееву объявили смертный приговор, он, как говорят очевидцы, выслушал его спокойно, без малейшего признака смущения на лице. Он вел себя мужественно не только во время следствия, но и все то недолгое время, что осталось у него перед казнью.
Духовник декабристов, протоиерей Казанского собора Петр Мысловский перед казнью подошел к Рылееву. Приговоренный взял его руку и приложил к своей груди:
.
«Слышишь, отец, оно не бьется сильнее прежнего», — сказал он.
Когда был объявлен приказ привести приговор в исполнение, двое закачались на эшафоте, а трое из пяти повешенных упали в яму, потому что у них оборвались веревки. Бестужев-Рюмин от удара о доски потерял сознание, а Рылеев при падении разбил себе голову — кровь заливала ему лицо. «Знать, бог не хочет их смерти», — сказал кто-то из солдат.
.
Лично руководивший казнью петербургский военный генерал-губернатор Павел Голенищев-Кутузов крикнул: «Вешать, вешать их скорее!»
Священник Мысловский не вынес этой сцены. Подняв крест и крикнув «Прощаю и разрешаю», он упал без чувств.
Кем остался для нас в памяти Кондратий Рылеев? Кто он — справедливый судья, поэт, воин, Гражданин? Все эти слова — о нем. Но главное, что он, погибнув, передал другим огонь своего пылающего сердца. Он вынул это сердце из груди и отдал революционному движению, которое, взяв этот огонь, продолжило Историю. Так что декабрист Рылеев — революционер — от первого и до последнего вздоха.
.
Читайте материал целиком по ссылке:

======Интересный факт======

споры декабристов о приемлемомсти конституции США , как  примера  для России.
.
М. А. Назимов был на тринадцать лет старше Лермонтова. Сблизился с ним на Кавказе. Службу свою он начал в конной артиллерии, откуда затем был переведен в дивизион гвардейских конных пионеров. Членом Северного общества Назимов стал в 1823 г., то есть с самого момента его основания. Он не играл крупной роли, однако не был рядовым членом общества. Во время следствия ему пришлось признаться, что он был близок с Рылеевым и спорил с ним о литературе. Никита Муравьев давал Назимову рукопись своей конституции, желая услышать его мнение. Назимов выразил несогласие с некоторыми параграфами конституции. Он не видел в ней серьезных гарантий против реставрации самодержавия, ибо будущий конституционный монарх, защищая свою власть, легко мог бы опереться на «привычки народа», на «недовольных новым правлением» и на поддержку иностранных держав. Назимов опасался, что интервенция может сломить новый порядок — тот, который в России завоюет революция. Так как конституция Муравьева «имеет сходство с конституцией Северо-Американских Штатов, — утверждал Назимов, — то мы должны узнать там на самом месте, все ли так хорошо, как пишут». Для этого нужно, чтобы «кто-нибудь из членов общества отправился туда, все исследовал подробно, во всех отраслях правления и, возвратясь, дал верный отчет обществу».
Tags: историческая память, освободительное движение, русская революция
Subscribe

  • Просто правда

    здесь помещен неплохой ролик вк "Сталинград" о сути праздника 9 мая и оккупационного капитал-фашистского маркетинга , вытравляющего эту…

  • Как влзломать систему (комментарии друзей)

    Эрих Фромм (как и вся франкфуртская тусня) еще тот неомарксистский охранитель капитализма , притом очень умный и тонкий - ругая и довольно неплохо…

  • Памяти героев 93 года

    Памяти героев 93 года . Вот октябрь листвой нас накрыл И сквоз них - кровь рябины пылает, Я живой я ничто не забыл Память сердца страницы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment