ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Categories:

Поведенческие технологии глобального капитализма

Как создается пространство духовного закабаления масс.




Современный человек живёт в пространстве мифов, как возникающих естественным образом, так и создаваемых искусственно. С помощью всевозможных манипуляций с информацией и видимой материальной средой обитания, содержание которых зависит от преследуемых целей, создаётся пространство иллюзий, в котором оказываются все или почти все.

Создание символических образов, знаков, за которыми нет реального содержания, либо имеющих минимальное отношение к настоящей жизни, формирует у масс соответствующее сознание, установки, перспективы. Происходит  утрата чувства реальности. Особенностью этого иллюзорного пространства является то, что  его образы  кажутя более реальными  и правдивыми, чем отражения самой реальности, и в этом есть  схожесть с театром.  В нем вымысел "доказывается"  реальностью , тем, что переживаемые чувства - настоящие,  всему этому способствуют «театральные» стратегии. Так рождаются симулякры, а симуляции становятся основой социальных устремлений, в результате чего происходит «смерть» социального: повсюду реальность - в экономике, политике, искусстве - замещается театрализацией, жизненный мир в целом воспринимается через системы символов, всё более отрывающихся от реальности жизни.

В пространстве влияния современного рыночного общества , превращающего все в товар,  оказываются не только ценности материального свойства, но и духовного, следствием чего становятся обесценивание и выхолащивание подлинной сути содержащегося в них культурного и эстетического содержания. Тотальная товарная оцифровка мира  востребована культом потребительства в первую очередь по причине того, что способствует развитию массовой культуры, которая сопровождается, с одной стороны, выпуском широкого ассортимента товаров, с  другой стороны,  происходит распространение и тиражирование подделок, и это формирует разнообразный мир псевдожеланий и впечатлений.

Потребности навязываются, им придаются вполне определённые смыслы. Так создается пространство несвободы, в котором иллюзии самого разнообразного содержания овладевают массовым сознанием. Этот мир тем привлекательнее, чем больше в нём театральности, ирреальности. Жизнь в выдуманном (специально срежиссированном )  мире, стирающем различия между миром материальных и миром духовных ценностей, приводит к обесцениванию ценности как таковой. В таких условиях формируются искажённые взгляды и восприятия, человек теряет способность критически и трезво оценивать не только свою жизнь, но и процессы во внешней среде, становится заложником мира , заполненного искусственными предметами и чувствами. Комфортное существование, с точки зрения обладания многочисленными благами, которые в изобилии предлагает общество потребления, оборачивается оковами, разорвать которые становится всё сложнее.

Создатели "общество потребления" сформировали целую армию «режиссёров-постановщиков», занятых подготовкой спектаклей на заданную тему - от искусства до политики. Более чем своевременными оказались и новые технологии обработки общественного мнения, такие как астротурфинг и трол-линг.
=====================
Астротурфинг (англ. Astroturfing)-
использование современного программного обеспечения, либо специально нанятых оплачиваемых пользователей для искусственного управления общественным мнением. Применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, для организации поддельных кампаний в интернете, которые создают впечатление, что большое количество людей требуют чего-то , либо выступают против чего-либо. Например, для продвижения товаров или идей и организации споров с теми, кто выступает против, для имитации общественной поддержки определенных идеологических установок. Используется корпоративными лоббистами, вирусными маркетологами или политтехнологами, а также спецслужбами для выявления диссидентов или планов/настроений  участников социальных сетей.
======================
Благодаря астротурфингу создаются ложные отражения и псевдовпечатления, имитирующие реальные, которые подвергаются «пиаризации» и «вбрасываются» в массовое сознание. Разыгрывается спектакль, в котором искусственно созданные либо замаскированные вещи и чувства выдаются за настоящие. Формирование поддельных впечатлений напоминает театр, в котором разыгрываются самые неожиданные образы - как близкие, так и далёкие от жизни, являющиеся не более чем имитациями реальных «вещей».

Одним из механизмов, оказывающих непосредственную и эффективную помощь и содействие в этом, являются массмедиа. Так, являясь, по сути, программным обеспечением, которым пользуется интернет, астротурфинг оказался востребованным в различных сегментах общества. Причина тому, на наш взгляд, в широком распространении «фальсификата», который обнаруживается не только в материальной сфере, но и в духовной, в области человеческих чувств.

Общество потребления прибегает к использованию такого современного инструмента, как троллинг, смысл которого заключается в размещении на сайтах провокационной информации с целью достижения преследуемых целей, в том числе и «сюжетов» иллюзорного свойства, не имеющего аналога в реальной действительности.
===================
Троллинг - эпатажное воздействие на эмоции в обход рационального взгляда , когда  пользователь старается задавать провокационные вопросы, доказывать другим участникам сообщества, что они не правы без каких-либо аргументов, делать все, чтобы вывести оппонентов из себя.  Интересно, что в обычной жизни троллинг встречается крайне редко, потому что не подразумевает реальный контакт с человеком или целой аудиторией.
===================
Можно сказать, что троллинг является своеобразной формой виртуальной коммуникации и взаимодействия, в пространстве его влияния оказываются многие, что, собственно, и требуется. С его помощью формируются ложные механизмы восприятия и оценки реальности, а также иллюзии относительно выгод и приобретений психологии потребительства. Существуя и осуществляясь в анонимной форме,троллинг несёт в себе агрессивные черты, поскольку «действует» навязчиво, лишая индивида свободы выбора - критичного и осознанного. Так происходит, с одной стороны, становление иллюзорного взгляда на мир, а с другой -формирование соответствующих установок, ориентирующих на жизнь именно в таком мире, предоставляющем индивиду "безграничные возможности", воспринимаемые в качестве реальных. Несмотря на тот факт, что троллинг относится к числу так называемых «грязных» технологий, его широко используют в различных сферах, в том числе и в области рекламы. С помощью троллинг-технологий создаются и распространяются через сеть атрибуты "успешности" в широком её понимании, являющиеся, по сути, не более чем иллюзиями, поскольку не обеспечивают индивиду подлинного счастья, а лишь его видимость.

Формирование пространства социальных иллюзий зависит от механизмов воздействия, их «сила» заключается в возможности такого манипулирования, когда индивид в своих действиях руководствуется не столько рассудком, сколько чувствами, когда его действия, скорее, автоматические, даже аффективные, нежели осознанные или целерациональные. Опасность средств манипулирования, к которым можно отнести астротурфинг и троллинг, заключается в том, что они спекулируют на устоявшихся представлениях, разделяемых большинством, придают им новые смыслы и идеологические акценты, отвечающие требованиям конкретно-исторического времени, а в контексте нашего дискурса - запросам "общества потребления" и пропагандируемым им ценностям.

Продуцируя иллюзии, общество потребления создаёт человека созерцающего, погруженного в грезы.  Но иллюзии может  творить и сам реципиент. Возникают ситуации, при которых людям предпочтительнее пребывать в мире театральных иллюзий, которые, как кажется таким людям, облегчают жизнь, делают её более «удобной», свободной от жизненных потрясений,  тяжелой правды, сложностей и невзгод. Поэтому некоторые группы индивидов склонны обманываться, а в искажённом мире многое представляется в «облегчённом» виде, острота восприятия внешней среды снижается, формируется безразлично-равнодушное отношение к миру в целом.

Театрализация выступает в качестве эффективного инструмента маркетинга - психологического политического, ориентированного на управление сознанием и психоэмоциональными состояниями масс, в результате чего индивиды оказываются во власти спектаклей разного рода, призванных стереть грань между реальным и выдуманным, между реальным  бытием и театральной постановкой. Если театрализованное представление направляет сознание публики в определённое -художественное - русло, то социальной драматургией заняты маркетологи, создающие образы, ценности, стереотипы, мотивы, имиджи и т. д., соответствующие идеологии  общества потребления, которые принимают форму запрограммированных, ирреальных, абстрактных, далёких от реальности.

С помощью средств массовой информации и инновационных технологий общественная «сцена» оказывается заполненной постановочными действиями и образами, которые, благодаря влиянию и катализирующей силе виртуального пространства, овладевают массовым сознанием, в результате чего общество потребления предстаёт как одно большое театральное действо. Участники этого действа выступают в театральных масках, скрывающих подлинное лицо, свою истинную сущность,  как актёров, так и зрителей.

Создатели общества потребления сформировали целый комплекс мифологем, приобретших статус неких законов, не подвергаемых сомнению ни с точки зрения содержания, ни с точки зрения значимости и влияния. Доказательством того, что выдуманное, ирреальное, симулякры разного свойства обретают  черты "законов жизни" , является то, что они стали частью всей жизни, пронизали собой всё - от политики до сферы повседневности, а также бытие - материальное, духовное,психологическое - человека, область его интимной жизни, потребности и желания.

Театрализация жизни проявляется в специфических явлениях, также приобретающих черты сущностных , действительных. К таковым может быть отнесён гламур, который наличествует не только в реальной театральной жизни, но и за его пределами, о чём свидетельствует широкое применение термина «гламурома-ния» в качестве модного тренда. Гламурность ассоциируется с такими понятиями, как «блеск», «шик», «эффектность», «особая привлекательность», якобы несущая в себе черты индивидуальности. За вывеской гламура, целью которого является в том числе и создание потребительского алгоритма мышления, скрывается вполне осознанная практика манипулирования сознанием, ориентирующая индивида на бесконечное потребление.

Маски гламурности привлекательны, они создают пространство театральности, выйти за пределы которого означает столкнуться с обыденностью повседневной жизни, лишённой зачастую очарования и красоты. Гламур, в представлениях многих реципиентов , дает уверенность, поскольку повышает социальный статус, вдохновляет, позволяет избавиться от пустоты бытия, наполняет его  (в первую очередь материальными) смыслами, а значит, придаёт человеческому существованию сущностные черты. Можно сказать, что гламур является воплощением красивой жизни, но в действительности за его внешними образами скрывается жестокий мир конкуренции, эксплуатации,  борьбы - отнюдь не театральной, а реальной, а претензии на исключительность, эксклюзивность, элитарность являются не более чем спутниками гедонистического мироощущения, требующего разного рода наслаждений. Одни симулякры сменяют другие, и это напоминает театр, где репризы сменяют одна другую. Но если в театральном мире действует принцип «всё дозволено», то в мире реальных сущностей расширяющееся пространство вымыслов, иллюзий создаёт человека «переживающего» погруженного в грезы , а не живущего в реальности.

компилят  статьи "СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО КАК «ОБЩЕСТВО СПЕКТАКЛЯ»"  доктора социологических наук, профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия Напсо М.Д.

источник -
http://9e-maya.com/index.php?topic=14531.msg1045214#msg1045214
Tags: господство, дрессировка, идеология, капитализм, маркетинг, общество спектакля, психопрограммирование, рабство сознания, система ценностей, театрализация, управление сознанием
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments