ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Categories:

Марксизм на службе капитала



НЕОМАРКСИЗМ – совокупность обновленческих социально-философских и экономических концепций 19–20 вв. в русле идейной традиции, восходящей к К.Марксу, которые противопоставили себя прежнему, т.н. ортодоксальному марксизму как в версии Ф.Энгельса–К.Каутского–Г.В.Плеханова , так и в версии Ленина–Сталина (ленинизм). Неомарксизм включает в себя политические и правовые теории, эстетические и культурологические учения, социологию, психологию, футурологию, религиоведение.

На рубеже 19-20 вв  в Европе и Северной Америке наблюдалась поразительная вспышка интереса к Марксу: лекции о марксизме и социал-демократии читают Торстен Веблен – в Чикаго, Б.Рассел – в Лондонской школе экономики и политических наук, Адольф Вагнер – в Берлине, Э.Дюркгейм – в Париже. В Италии книги о марксизме пишут Б.Кроче и Дж.Джентиле.

Вилфредо Парето издает выборку фрагментов «Капитала» Маркса, Ф.Теннис публикует работу о Марксе и вступает в переписку с Энгельсом. Р.Штаммлер выпускает монографию «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории».

В России в 90-е гг. 19 в. одним из ведущих течений общественной мысли становится легальный марксизм: П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, М.И.Туган-Барановкий и др. В Австро-Венгрии возникла школа австромарксизма, представленная А.Адлером и Ф.Адлером, О.Бауэром, Р.Гильфердингом, К. Реннером, позже – Р.Роздольским.

В Кембридже (Англия) в нач. 20 в. действовал элитарный тайный клуб «Апостолы» (Г.Сиджвик, Б.Рассел, Дж.И.Мур, Литтон Стречи, И.М.Форстер, Дж.М.Кейнс и др.), на заседаниях которого рассматривались произведения Маркса. В нач. 90-х гг. марксистом стал крупнейший испанский писатель М.де Унамуно. Немецкий историк и социолог М.Вебер внес огромный вклад в прояснение специфики Марксова метода и публиковал в своем «Архиве» статьи о марксизме и самих марксистов. Иными словами, интеллектуальная Европа периода fin de si?cle была охвачена неомарксистским поветрием.

В ходе международной дискуссии перед 1-й мировой войной наиболее выдающимся представителям неомарксизма удалось уточнить структурно-функциональную специфику Марксова исторического материализма, реконструировать его методологию в терминах трансценденталистской (неокантианской и отчасти феноменологической) теории и логики познания. Преобразование  теоретического наследия Маркса Максом Вебером стала отправным пунктом интеллектуальной деятельности послевоенного поколения неомарксистов, и прежде всего Георга (Дьердя) Лукача, ученика Вебера, члена узкого круга его друзей и единомышленников.

Подобно тому как ортодоксальный марксизм эпохи II Интернационала был международным по своей сути и разрабатывался интеллектуалами  многих стран Европы, так и неомарксизм не знал государственных границ и не считался с ними. Ситуация эта радикально изменилась во время 1-й мировой войны и особенно после учреждения Коммунистического Интернационала, открывшего в сер. 1920-х гг. кампанию по «большевизации» западных компартий и насаждению в них «вульгарного ленинизма» в качестве единоспасающей идеологии.

В условиях формирования в сер. 20-х гг. в Советской России нового марксистского канона – ленинизма метамарксистская интеллектуальная инициатива Лукача и его единомышленников была воспринята как нечто чужеродное и подлежащее идеологической репрессии. Подлинным марксизмом 20 в. был объявлен ленинизм, каким его представил Сталин . Все это сделало еще более резкой линию водораздела между вульгарным ленинизмом и неомарксизмом, которую все чаще стали интерпретировать как границу между «восточным» и «западным» марксизмом.

Новая фаза неомарксизма – т.н. западный марксизм – начинается с 1923, когда с небольшим интервалом выходят в свет две впоследствии легендарные книга: «История и классовое сознание» Лукача и «Марксизм и философия» К.Корша (рус. пер. 1924), выдвинувшие требование применить марксизм к самому марксизму (исторический материализм – к историческому материализму, марксистскую диалектику – к марксистской диалектике). Такая трактовка марксизма удержалась у неомарксистских теоретиков в течение всего 20 в.

Очередным этапом эволюции неомарксизма стало формирование Франкфуртской школы, сложившейся вокруг Франкфуртского института социальных исследований (организован в 1923 Карлом Грюнбергом, при финансовой поддержке богатого хлеботорговца Вайля) и журнала «Zeitschrift f?r Sozialforschung». M.Хоркхаймер, возглавивший в 1930 институт, задал исследовательскую парадигму этой версии неомарксизма. (После прихода к власти в Германии Гитлера, 13 марта 1933 года  представители Франкфуртской школы были вывезены в США, работали впоследствии в Колумбийском университете, куда и был перенесён Институт.)

Среди  новаций Франкфуртской школы, наложивших отпечаток на ее деятельность в 1930–60-х гг., следует отметить сближение Марксовой антропологии и концепции идеологии с психоанализом и массовой психологией З.Фрейда. Наиболее значительные работы в этой области были созданы Э.Фроммом, Г.Маркузе, Т.Адорно («Авторитарная личность») и примкнувшим к франкфуртцам уже в США В.Райхом. Представители Франкфуртской школы создали замечательные работы по истории философии (Маркузе, Хоркхаймер, Ю.Хабермас, А. Шмидт), социальной психологии, этике (Адорно, Хабермас), теории коммуникации (Хабермас), философии языка (В.Беньямин), теории новой музыки и музыки для кино (Адорно, Г.Эйслер).

Но истинной областью их философских изысканий стали философия искусства, эстетика и культурология.

источник - http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH9f5fbce27eb2b8a7b05e9f

Видным представителем фрейдо-марксистской школы исследователей был Тео Адорно. Вместе с Г. Маркузе ,  Э.Фроммом и другими  "левыми философами"   стоял у истоков  "молодежной революции" 60-х гг.

Адорно, Визенгрунд-Адорно Теодор (Wiesengrund-Adorno) (1903 — 1969) — немецкий философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском университете; изучал музыкальную композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 года Адорно преподавал во Франкфуртском университете (куда вернулся в 1949 году), в 1934 году был вынужден эмигрировать в Великобританию, с 1938 года работал в США. Центральным содержанием деятельности Адорно стало философское проникновение в сущность музыкальных произведений.

Он один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма. Сотрудник, а затем и соруководитель Франкфуртского института социальных исследований. Изучал процессы «овеществления» и «фетишизации» в современной музыке и её восприятия слушателями. Постепенно перешёл к анализу под этим углом зрения и других областей искусства, литературы и философии. Автор нескольких серьёзных работ в области социологии и искусства.

Тут можно вспомнить другой академический труд — «Культура Критики» Кевина Макдоналда, в котором он описывает, как Теодор Адорно задумавшись над судьбой евреев во второй мировой, исследовал, из каких семей происходит наибольшее противодействие, и обнаружил, что такими оказываются традиционные крепкие белые семьи. Его книга «Авторитарная Личность», в которой он называет подобные семьи отклонениями от нормы, а нормой провозглашает те, в которых дети бегут из дома, в конфликте с родителями, отчуждены и т.д — стала классикой послевоенной социологии и основой университетских курсов до сего дня.

Так на что же употребил свой талант и  познания Адорно? В истории человечества его имя, как кажется многим исследователям, по праву займет своё место рядом с мадам Тофаной (общее название для представителей династии средневековых итальянских отравительниц — нашек прим.) и гитлеровскими «экспериментаторами» — ибо он, если верить Колеману (а не верить нет никаких оснований), является одним из изобретателей «музыкального наркотика» (вслед за которым шел настоящий) , каковой, без сомнения, представляет из себя «современная»  рок-  музыка. Например, «Для «Битлз» Тео Адорно  писал всю культовую «лирику» и сочинял всю «музыку».



источник - http://9e-maya.com/index.php?topic=109.msg1044704#msg1044704
Tags: дрессировка быдла, идеалы, идеология, марксизм, наркотизация, рок-н-ролл, управление сознанием
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments