ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Как рулят "волей народа"

Средства массовой коммуникации (СМК)  и политическое манипулирование (ПМ)



С развитием средств массовой коммуникации стала все больше и больше проявляться их сила воздействия. В особенности это относится к электронным СМК.Влияние коммерческой или политической рекламы, которая преподносится потенциальным «потребителям» в качестве плакатов, листовок, опубликованных в газетах интервью или обращений по радио при всех достоинствах этих средств коммуникации, вытесняется все новыми и новыми видами  аудио-визуального воздействия электронных каналов. Живое слово и зрительный образ в совокупности обладают наибольшей  силой эмоционального влияния на сознание. Срабатывает стереотип-  «Я это видел, значит, это правда».

Правильно подобранная и комплексно подаваемая  аудио-визуальная информация  затмевает любые  рациональные доводы и аргументы. Эффект внушения достигается еще и тем, что автор информации может задать порядок ее поступления. В современном мире человек окружен информацией. Ее объем столь велик, что обработать весь поток наш мозг и наша психика не в состоянии.  По подсчетам западных психологов на одного человека в день обрушивается до тысячи только рекламных сообщений. В подобной ситуации мозг просто перестает анализировать информацию , и не только  готов к восприятию заданных  логических цепочек, а сам рефлекторно  ищет готовое в информ-пространстве   и цепляется за любую из них, подобно утопающему . Именно в этом состоянии человек наиболее подвержен манипулированию с использованием СМК.

Смонтированный блок новостей или сюжет воспринимается нами как данность. Мы готовы поверить в то, что событие, упомянутое в начале сюжета, является причиной, а то, что авторы поместили в конец, - следствием. Во многом этот эффект еще и связан с фрагментарностью информации, которую мы получаем.

Большое значение в этой связи приобретает и сам принцип отбора информации, которую нам предоставляют СМК. Например,  для любого средства массовой коммуникации  крайне важна его аудитория, его зритель, его тираж. Отсюда вытекает, что редакциями выбирается та информация, которая в максимальной степени может заинтересовать и привлечь публику. Например,  в  Перестройку,  многих советских  людей, читающих толстые   журналы,  привлекали  интересными научными, литературными, историческими, философскими,  техническими,  музыкальными,  медицинскими вопросами . Сегодня привлекают все более  примитивной  "жаренной" и  "гламурной" информацией.

Проанализировав все принципы отбора информации, можно  сказать, что сегодня  получить достоверную и полную информацию из СМК практически невозможно. Этим во много также объясняется богатый выбор возможностей по политическому влиянию, ибо отсутствие полной картины событий влечет за собой невозможность правильной оценки ситуации и заставляет нас ориентироваться на чужие комментарии.

Политическое манипулирование можно рассматривать как «скрытое управление политическим сознанием / поведением людей с целью их принуждения к тем или иным действиям (без действиям) , идущим им во вред ». Главная опасность манипулирования состоит в том, что она незаметно для управляемых. Само по себе манипулирование с помощью СМК является неизмеримо более удобным, чем многие другие методы управления людьми, ибо не подразумевает прямого и массового насилия.

Современные средства массовой коммуникации имеют в своем распоряжении целый арсенал способов манипулирования. К ним традиционно относят :

Мифологизацию ( мифологизация подразумевает создание вымышленной картины мира или неких образов, имиджей политиков, товарных брэндов и т.д.)

Использование ярлыков (в качестве классического примера можно привести тот факт, что человека, ведущего вооруженную или идеологическую   национально-освободительную  борьбу , можно назвать "борцом за свободу", "сепаратистом", "патриотом",   "террористом", "боевиком", "повстанцем" , "революционером",  "экстремистом" ,  "радикалом"  и т.д.)

Использование полуправды (когда  подача яркой и очевидной правды используется для скрытого проведения в сознание различных ложных представлений)

Умалчивание фактов и манипуляции с опросами общественного мнения (существует такое понятие как «спираль умолчания», т.е. создания впечатления, что подавляющее большинство членов общества придерживается/интересуется определенной позиции по тому или иному вопросу; тогда, чтобы не остаться в изоляции, человек помимо воли принимает точку зрения «большинства», не вспоминая о "малоинтересном" )

Освещение  театрализованных псевдособытий (в фокусе СМИ появляются события, которые были организованы и срежиссированы специально для массового зрителя в расчете на определенную  мыслительную/ поведенческую  реакцию).


Таким образом, мы видим, что  современная массовая коммуникация таит в себе прямую опасность для потребителя информации. СМК стали  грозным оружием и средством манипулирования общественным мнением и стереотипами поведения.

Те, кто утверждают, что «неподвластен внушению», все равно являются манипулируемыми, если только не игнорируют средства массовой коммуникации  и сложившиеся  институты управления  полностью. Известно, что даже в чисто информационных передачах содержится скрытый комментарий, скрытое внушение (иногда его роль выполняет сам выбор информационного повода).

Получение информации сегодня стало столь же необходимой человеческой потребностью, как и потребление пищи. «Поглощая» предлагаемую массовыми СМИ информацию, мы с неизбежностью проглатываем и неизбежную «дозу» манипуляции. СМИ и некоторые другие  институты управления обществом  могут из любого события сделать шоу, способное повлечь за собой значимые политические события. Нужно всегда помнить о том, что практически вся информация, получаемая нами, «простыми кроликами», является опосредованной, т.е. прошедшей предварительную обработку , через призму определенной системы взглядов.

 Можем сказать больше - в той или иной степени воздействию средств политической манипуляции подвержены все. Одна из причин этого - то, что мы живем во многом не в реальном, а в информационном, «виртуальном» мире и полностью зависим от тех, кто стоит у информационного «штурвала». СМИ  отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пытаемся пользоваться  для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением  во многом определены теми, кто контролирует мир коммуникаций . «Цель «современных инфотехнологов» - вывести из землян новую породу человека, «человека виртуального», - признается публицист Максим Калашников. - «Хомо виртуалис» будет смотреть на белый снег, но говорить, что вокруг черным-черно, потому что об этом ему сказали по телевизору. «Хомо виртуалис» должен верить не своим глазам, а электронному «ящику».

Еще в 90-е года  в материалах специальной информационно-аналитической комиссии правительства России говорилось: «Общественное мнение считает правдой то, что ему кажется правдой, является занимательным и сильно трогает его эмоции. И любые относительно непротиворечивые сведения, не совсем «топорно» поданные, с учетом вышеназванных простых условий всегда будут иметь больший эффект и общественный резонанс, чем самая настоящая, а потому пресная правда».

Известный  участник ПМ Александр Дугин признает: «Фактически СМИ и особенно современные электронные СМИ претендуют на то, чтобы выступать не просто моральным арбитром в вопросе о том, что является положительным, а что отрицательным, но и в более глубоком измерении - СМИ сегодня определяют, что есть, а чего нет. Любой политический, социальный и даже экономический факт становится фактом лишь в тот момент, когда он отражен в СМИ. Монитор  диктует объемной реальности, что в ней есть, а чего нет. Сложная структура медиакратии учреждает, чему быть, а чему не быть. И если какое-то явление или система явлений признаются медиакратами недостойными для их освещения (или вредящими специфическим интересам тайных заказчиков), то их замалчивание фактически равносильно отказу в праве на существование. Вне информационного контекста в современной реальности вещей, событий и явлений просто не существует».

В России происходит количественный рост средств и форм политической манипуляции, обусловленный освоением новых информационных технологий. Более профессиональным стал подход «пиарщиков» к своей деятельности: используются результаты исследований, осуществляется стратегическое планирование, ведется серьезная проработка коммуникационных  обращений. Российские манипуляторы давно  не копируют слепо опыт своих западных коллег и могут сами кое-чем удивить западных «солдат невидимого фронта».

Тем не менее мы знаем из практики, что роль ПМ  является решающей. Ближайшее будущее обещает исследователям феномена политического манипулирования много интересного, но уже сегодня достаточно развитая система ПМ в России прочно утвердилась и заслуживает серьезного осмысления.

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, ее роль в управлении современным российском обществом и миром в целом  стала абсолютной. Действие политических манипуляций реализуется не  в том, что люди голосуют за нужного кандидата, а в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения т.н.  "народной воли", признает правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признает легитимность самого режима.

Всем давно известно,  что человек,  идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, -  жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене.  Но с помощью «брейн уошинг» (промывание мозгов) осуществляется более глубокая  программа по  психическому зомбированию  людей, созданию пассивного послушного человека.  Народ превращается  в легко управляемую массу. В этом плане разговоры о свободе, народовластии, демократии, возможности волеизъявления при выборах являются мистификацией. Всем известно, что выборы давно стали управляемым  процессом (ритуалом) , но сохраняющееся  при этом  доверие населения к демократическим институтам, механизмам и ценностям - не что иное, как результат тотального и направленного манипулирования сознанием. В России  этот процесс в легальной и активной форме осуществляется уже более 25 лет.

источник - http://9e-maya.com/index.php?topic=38.msg1042322#msg1042322
Tags: СМИ-управление, информационное господство, манипулирование, психопрограммирование, управление сознанием
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments