ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Category:

К вопросу о развитии капитализма в России после реформ 1861 и 1991 годов

Иудаизм в России (из истории пензенской иудейской общины).



До 1772 года история иудеев в России небогата:они не составляли и 1/600 части населения страны. Но в 1772—1815 годах к Российской империи была присоединена большая часть Речи Посполитой, в которой евреи составляли значительную долю населения (около 200 тысяч человек) и жили обособлено. С этого времени начинается постепенное движение евреев в глубь Российской империи. Особую роль  в развитии еврейских общин и иудаизма  играли  богатые российские купцы-иудеи, на пожертвования которых получались разрешения и строились первые синагоги за чертой оседлости.

Община верующих евреев возникла в Пензе, после того как Александр II своим Коронационным манифестом от 26 августа 1856 года упразднил институт кантонистов. Ликвидировались специальные военные школы, где наряду с малолетними бродягами, детьми раскольников, польских повстанцев, цыган обучалось немало мальчиков-евреев — в основном, из беднейших семей. Только за последние 30 лет существования кантонистских школ через них прошли не менее 50 тысяч еврейских рекрутов. Несмотря на преследования, угнетение и угрозы, большинство их наотрез отказывались от крещения и сохраняли верность иудаизму.

Указом 1856 года кантонисты и молодые солдаты из западных (украинских и белорусских) евреев возвращались к семьям в черту оседлости. Но те, кто выслужил полный срок, получали право (оно распространялось и на их потомков) селиться в любой точке Российской империи — там, где захотят сами. В 1860 году императорский указ был распространен и на демобилизованных гвардейцев, не выслуживших положенные 25 лет. Одновременно право проживания вне черты оседлости получали врачи и ремесленники, в 1879 году — все, кто имел высшее образование, а также аптекари и средний медицинский персонал, в 1905-м — участники русско-японской войны…

Еще  за полвека до благодатных  реформ Александра II, в 1810 году, в Пензу из Кременчуга переселился ювелир А. Вассер. Еще раньше на винокуренные заводы в Инсарском, Краснослободском, Городищенском и Нижне-Ломовском уездах пензенской губернии была приглашена большая группа евреев из Белоруссии, Литвы и Украины. В составе расквартированной в губернии 16-й пехотной дивизии в 1859 году несли службу 63 еврея, в 1897 году — 104. В самой же Пензе, согласно полицейским книгам учета, в 1864-м жили всего два еврея-отставника и портниха. В последующие годы сюда переселилось несколько еврейских семей. Среди тогдашних новоселов были уже не только ремесленники и купцы, но и выпускники университетов…

Нахман Лейбович Рабинович, купец 1-й гильдии, в 1898 году построил в Городищенском уезде лесопильный завод на 32 рабочих места. В 1902-м выступил соучредителем "Товарищества первой пензенской паровой фабрики гнутой венской мебели Рамимба", первоначальный капитал которого достигал 120 тысяч рублей.

Исаак Аронович Вальдман в 1886 году открыл в Пензе  на углу   Московской и Нагорной улиц фотографию. За качество своих работ был награжден двумя золотыми и двумя серебряными медалями. Профессию погибшего в железнодорожной катастрофе отца унаследовал его сын, Борис Исаакович, тоже отмеченный золотой (1904) и серебряной (1909) медалями.

 Ицхак Пинхасович Эльяшевич, часовых дел мастер, в царской армии служил ефрейтором. Его сын возглавлял общину до конца 40-х годов прошлого века…

Коренное население Пензы отнеслось к евреям дружески. Во второй половине XIX века богатые русские люди, приглашая к себе виноделов, портных, шляпниц, сапожников, помогали им избавляться от пут черты оседлости. Знаменитый художник-передвижник Константин Аполлонович Савицкий, основавший в Пензе художественное училище, трижды обращался к властям с просьбой разрешить одаренному еврейскому мальчику переселиться в Пензу — и добился своего…

ОТКРЫТИЕ СИНАГОГИ

Синагога в Пензе открылась  лишь в конце 19 века с появлением в местной общине состоятельных евреев. В других городах России синагоги начали появляться после официального введения капиталистических отношений царским манифестом 1861 года. Но в Томске уже в 1850 году было построено  первое деревянное здание синагоги. Оно просуществовало полвека, и на её месте в 1902 году на средства купцов-евреев и прихожан была построена уже двухэтажная кирпичная синагога.   

В начале 90-х годов XIX века, когда численность еврейской общины в Пензе достигла 200 человек (около 20 семей), встал вопрос о строительстве синагоги. На это требовались не только  деньги , но  и  специальное разрешение, но его в то время могли получить лишь общины, насчитывавшие не менее 25 семей.

 Как пишет летописец Пензенской общины Мордух Певзнер,  обойти  предписание помог  случай, подробно описанный в записях . В 1894 году, в день коронации Николая II, пензенская община послала ему поздравления и пожелания счастья. Царь написал в ответ: "Спасибо Пензенской еврейской кэгиле". Местные власти не посмели поправить государя, назвавшего малочисленную общину "кагалом", и разрешили пензенским евреям строить здание для общественных молитв, чтения и толкования Талмуда.

Денежных средств на строительство требовалось много, лепту, кто сколько может, внесли все. Самый значительный вклад сделал Ицхак Мордухович Франт, первый председатель и староста общины, отслуживший 25 лет солдатом и вместе с женой приехавший в Пензу. Он, едва поступило разрешение, отдал под строительство синагоги свою только что приобретенную усадьбу на Рождественской улице. Ицхак Франт руководил постройкой здания, занимался внутренним оформлением синагоги, оснащением ее предметами культа. В 1900 году синагога была открыта. Двухэтажное кирпичное здание с толстыми (в 90 сантиметров) двойными стенами увенчивалось застекленным куполом. Площадь синагоги составила 150 квадратных метров, 50 квадратных метров добавляли к ней "хоры". Вмещало здание до 650 человек.

 В 1901 было избрано правление синагоги : Е. М. Перельштейн – раввин, Н. Л. Рабинович, купец 1-й гильдии, – староста синагоги, М. И. Мильман, купец 1-й гильдии, – казначей.

Рубеж XIX и XX веков можно назвать самым благоприятным временем для развития иудейской общины пензенской губернии. 

В Пензе и в уездных городах губернии на стыке XIX и XX веков уже трудились ремесленники-евреи более полусотни профессий: портные, заготовщики обуви, сапожники, картузники, часовщики, ювелиры, шляпники и т. п.; некоторые имели уже собственные мастерские. Купцов 1-й и 2-й гильдий насчитывалось среди пензенских евреев более тридцати. Были и евреи-врачи, фармацевты…

Религиозное и светское просвещение среди пензенских евреев значительно расширилялось.

Купец 1-й гильдии Ханан Пинес в 1905 году учредил еврейское благотворительное общество и открыл первую в Пензе иудейскую школу на 40 учащихся, где дети изучали идиш и русский язык, арифметику и еврейские обычаи. После трехлетнего обучения они могли поступить в первый класс гимназии или училища, где занимались вместе с русскими детьми. Тогда же резко возросло число беженцев из черты оседлости.

Еврейская община Пензы всячески помогала им избежать высылки, закрепиться на новом месте, а затем и получить право на жительство. Возглавлял такую работу новый председатель общины Аарон Рапопорт, богатый купец, близкий к властям по своим торговым делам. К 1914 году еврейское население Пензы превысило уже 100 семей (более 1000 человек).

В начале первой мировой войны в Пензу и другие населенные пункты губернии прибыло около 13 тысяч евреев — обитателей прифронтовой полосы, получивших приказ покинуть свои дома в течение 24 часов. Руководство Пензенской общины, образовав Комитет взаимопомощи, помогло голодным и оборванным изгнанникам, число которых многократно превышало все тогдашнее еврейское население Пензы, разместиться по жилищам и получить необходимую медицинскую помощь. Были открыты пять новых молитвенных домов, три светские и одна  иудейская школы…

Февральская революция вселила в российских иудеев  большие надежды. Временное правительство, приняв Декларацию о равенстве гражданских прав, отменило старую черту оседлости и предоставило каждому народу право на автономию.

В июне 1917 года в Пензе возникло автономное еврейское собрание, которое намеревалось устраивать национальные дела без вмешательства властей, по своему усмотрению.

Но большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, немедленно распустили все автономные собрания.

Евреи и социалистическая революция.

Октябрьская социалистическая революция внесла сильнейший раскол в еврейскую общину — среди евреев нашлись как ее восторженные сторонники, так и яростные противники. Среди первых был, например, большевик Наум Григорьевич Либерсон, чьим именем потом назвали одну из пензенских улиц. Сразу после большевистского переворота он возглавлял губисполком и во время взятия города белочехами был взят  в заложники и  расстрелян.  После октябрьской революции  богатые евреи потеряли свои фабрики, заводы, торговые дома, склады, магазины и были выброшены на улицу.

Нэп на некоторое время вернул иудейскую жизнь Пензы в обычную колею. Община отремонтировала кладбище и синагогу, где появился новый, образованный раввин Цви Бар Файнберг. Но уже в октябре 1931 года вместе с шестью православными церквами синагога была закрыта. В ней устраивали детский сад, потом — районную библиотеку, затем здание передали клубу . Позднее в нем размещались артель "Двигатель", Пензоблгазстрой и другие организации. Здание в тот период было перестроено до неузнаваемости: ликвидировали купол, достроили третий этаж…

Иудейская  жизнь евреев  в Пензе почти полностью застыла. Молитвенные собрания проводились тогда на квартирах верующих, которые не раз настойчиво просили советские власти вернуть им синагогу, но непременно получали отказ. 9 августа 1945 года, правда, общине передали полуразрушенную после пожара сторожку, расположенную возле синагоги. Но до 1956 года и за это помещение горкомхоз взыскивал арендную плату. В течение сорока с лишним лет до 70-х гг  община не имела раввина, молитвы читал староста, Тору — те из прихожан, кто хорошо знал Пятикнижие.

Но настоящее возрождение религиозной жизни еврейской общины началось после крушения социализма  и   распада СССР  уже в 90-х гг.

16 июня 1993 года постановлением главы администрации Пензы здание синагоги было возвращено общине. Официальное открытие состоялось 18 декабря 1995 года — после капитального ремонта.

источник -  http://9e-maya.com/index.php?topic=111.msg1039150#msg1039150
Tags: Великая Октябрьская Социалистическая Рев, РКМП, история и современность, иудаизм, капитализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments