ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Categories:

Кин-дза-дза и дивный новый мир

Сравнение фильма   с  мультиком ( с новоделом за пол-чатла)



Сам фильм

Приспичило пересмотреть Кин-дза-дзу. И вот тут, через 25 уже лет, до меня дошло, о чем, собственно говоря, этот фильм.
То есть Данелия наверняка ничего такого не думал и в виду не имел. Но как-то так вышло.
Вообще интересно смотреть эти предперестроечные фильмы. Полные предчувствия гражданской войны.
Тогда было непонятно, воспринималось как сатира, скорее, на СССР. Хотя смысл в этом случае не вполне складывается, однако тогда была такая ситуация, что можно было разбрасывать уже чистые листочки бумаги - "и так всем все ясно", раз плохое, значит, про СССР.

А фильм на самом деле пророческий получился.
Ключевая фраза там - фраза пацака Би, "Общество, где нет цветовой дифференциации штанов, не имеет цели".

Дядя Вова и Гедеван в то время мне казались обычными людьми, современниками, смешными, убогими совками, хотя и не лишенными благородства.
Сейчас же я вот смотрю на это и понимаю, что они - как пришельцы из светлого будущего. Даже не верится, что такие люди бывают.

Они открытые и красивые. Ведут себя с достоинством. Чтобы заставить их "делать ку", вести себя внешне как плюкане, требуется жесткое и длительное внушение. Но внутренне они так плюканами и не становятся, до конца ведут себя благородно, страсть плюкан к деньгам дядя Вова открыто высмеивает - но тем не менее не может бросить в беде Би с Уэфом, которые не раз кидали землян.
Они совершенно лишены национализма по отношению друг к другу; "оголтелый расизм" плюкан Гедевана глубоко возмущает. Ведут себя как братья - старший и младший, причем это братство и ответственность друг за друга возникают мгновенно, как только они вдвоем оказываются в беде. Гедеван беспокоится о будущем науки - тырить вещи, конечно, нехорошо, но ведь он не загнать эти вещи на рынке собирается, а передать в ЮНЕСКО!
То есть с нашей сегодняшней точки зрения по сравнению с плюканами советские люди - просто представители Светлого Будущего. А ведь это нормальные, реальные люди того времени. Средние, не лучшие и не худшие.

Би с Уэфом при этом несколько раз, настойчиво - то есть явно не случайно - повторяют: ну и отсталая у вас планета! Дикари! И воду еще на лутц не перевели, и леса еще есть, и порядочные люди. Дикари! И с жаром объясняют смысл своей жизни - про дифференциацию штанов. Это важно!
Мы тогда воспринимали это со смехом, а на самом деле это совершенно точное предсказание будущего.
Уэф: а как у вас определяют, кто кому должен кланяться?
Дядя Вова: Ну это на глаз.
Уэф: Дикари!... вот смотри: тот, у кого много чатлов есть, получает желтые штаны, и ему пацаки должны не один, а два раза кланяться. А тот, у кого очень много чатлов - имеет малиновые штаны, и ему не только пацаки, но и четлане должны кланяться, и эцилопп его не имеет права по ночам бить!

Через несколько лет нам начнут объяснять, что мы дикари. Весь цивилизованный мир, живущий по рыночным законам, знает по совершенно четким признакам, кому надо кланяться - именно тому, у кого много чатлов. А мы все еще на глаз определяем!
И разве мы не слышали - "у нас нет цели, только в рыночном обществе у человека есть цель"?
И у нас появилась "цветовая дифференциация штанов". Не то, что в советском обществе не было иерархии и требований кому-то "кланяться" - было, герой фильма и не отрицает. Но потом стало все совершенно цивилизованно - те, кому следует кланяться, "у кого много чатлов" - стали отличаться от обычных пацаков людей одеждой, машинами, жилищами, средой обитания, привычками... Общество обрело цель - приобретать и приумножать чатлы.
Заодно постепенно исчезли и другие признаки "дикарства" - интернационализм, дружба, благородство, честь... Здравствуй, Плюк! Кстати, и господин Пе...ну вы поняли... тоже появился.

Теперь самое интересное - насчет материально-технологического уровня галактики Кин-дза-дза.

В то время все это убожество тоже воспринималось как пародия на "наше убожество". Все эти ободранные стены, вонючие колодцы, ржавые скрипучие механизмы...
Но в этой версии "сатиры на нашу действительность" чего-то не хватало.
Сейчас я понимаю, чего.
Реально цивилизация Кин-Дза-Дза - вовсе не убога. Это постиндустриальное, непредставимо развитое технически общество.
Это такой постпанк. Ржавые болты и сортир с песком - в звездолете, способном преодолеть световые расстояния за секунду.
Сегодня ты нищий артист, а завтра раздобыл спичку - и покупаешь целую планету. Причем планета стоит всего 60 чатлов, а воздух к ней - 90 чатлов.
Парадоксы рынка, вроде нищего с мобильным телефоном.
В принципе любой плюканин мог бы устроить локальный коммунизм, если у него есть немного денег или немного мозгов. Купить воду, залить планету океанами, вырастить леса, перевоспитать идиотов, в общем, создать Альфу 2,0.
Но кому это на хрен надо? Уэф точно выражает высшее желание любого плюканина: "они все будут нам кланяться, а мы будем наслаждаться". Как господин Пе Же: сидеть в бассейне с водой и дергать за колокольчик своего пацака. Скучно не будет. Вся жизнь плюканина - игра. Сегодня ты в пожизненном эцихе, а завтра - на вершине. Но послезавтра тебя могут трансглюкировать, так что наслаждаться даже самыми убогими радостями будет не скучно.

Здесь Данелия со своим пророчеством перепрыгнул через ступень. Это - логическое продолжение "цивилизованного мира" в будущее. Это идеально развитый, утопический капитализм - он будет выглядеть именно так (при хорошем раскладе, конечно, если люди вообще выживут, и если все эти технологии возникнут!). То же, собственно, предполагают и западные писатели - например, Нил Стивенсон в "Алмазном веке" - безграничные материальные возможности, полная свобода, и неописуемое убожество личности.

Эти полуобезьяны могут по своим техническим возможностям преобразить целый мир, исследовать Вселенную, стать бессмертными...
Но зачем им это нужно? Их смысл жизни - борьба за чатлы, за цвет штанов и высшая идея - "чтобы мне все кланялись". Их общество не "дикарское", оно имеет цель и смысл!
А дядя Вова и Гедеван возвращаются назад, в свой обыденный мир, где сын-двоечник, за кооперативную квартиру не плачено, в МГИМО не поступить... В светлый, оказывается - а мы и не знали этого, но все познается в сравнении - прекрасный мир, которому так недолго осталось существовать.
Ку.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Не советский "Кин-дза-дза" (мультик) - Политкорректная Кин-дза-дза навыворот


 Современное кино постоянно пытается паразитировать на советском наследстве. Новоделы следуют один за одним. Однако цена им грош в базарный день. Вот и новый мультфильм Кин-дза-дза получился такой же поделкой.

 Когда я впервые в 80-х посмотрел фильм Кин-дза-дза, он мне очень понравился. В нем поднимались важные для человечества проблемы и высмеивались многие актуальные пороки общества. Попробую их перечислить:

 Кадр из советского фильма Кин-дза-дза, который соит поперек горла у нынешних либералов.1) С первых же кадров фильма можно было заметить некоторую "серость" советской жизни. Жена у плиты, телевизор, поход за хлебом и макаронами, и самое важное в жизни советского мужчины "у Манохина на объекте трубы лопнули".

 Это пожалуй и всё о пороках социализма, т.к. нынче стало очевидно, что остальные пороки гораздо актуальней в сегодняшнем дне (как двусмысленно здесь слово день!) Пороки, о которых пойдет речь дальше, в социализме тоже можно было обнаружить, но лишь как остаточное явление, не до конца искорененное. А вот в нынешнем капитализме эти пороки цветут полным цветом и пахнут до вони.

 Идем дальше:

 2) Расслоение общества на Плюке. Цветовая дифференциация штанов делит общество на определенные касты. Причем принадлежность к касте можно купить.

 3) Расизм (или все же национализм?) показан на примере отношений Пацаков и Чатлан, Пацаки обязаны носить унижающие аттрибуты и соблюдать определенные ограничения. Чатлане - титульная нация на Плюке.

 4) Сюжетная линия "Пэжэ", т.е. власть прославляющая себя и заставляющая демонстрировать глубокое почтение и любовь к себе под страхом наказания.

 5) Произвол представителей власти в лице Яйцелопов, которые с одной стороны строго стоят на страже законов, а с другой стороны сами легко творят беззаконие для собственной выгоды.

 6) Лживость в погоне за выгодой или из чувства страха можно проиллюстрировать фразой "Кто же на Плюке правду думает?"

 7) Превалирование товарно-денежных отношений над моралью и человечностью хорошо иллюстрируется фразами "Пусть еще что-нибудь даст.", "Скрипач не нужен"

 8) Право "цивилизованных" распоряжаться судьбами "варваров" без какого-либо учета их мнения хорошо проиллюстрировано сюжетом о планете Альфа.

 9) Вырождение цивилизации. Население планеты пользуется разнообразными устройствами (гаджетами?) и остатками технических систем, но первоначальное назначение многих из этих вещей, не говоря уже о принципах работы и технологии изготовления, является абсолютно не известным и не доступным для понимания.

 Все пункты очень серьезны и поэтому, когда я узнал о новом мультфильме с почти таким-же сюжетом и названием, то я просто не мог не сравнить эволюцию картины мира в голове режиссера и связь этой эволюции с реалиями советской и современной капиталистической жизни.

Посмотрим, что же изменилось в капиталистическом мультфильме по сравнению с советским фильмом:

 - Во первых, вычистили всё, что могло бы напоминать о социализме и капитализме, а соответственно о сравнении двух систем. Дядя Вова больше не говорит "капстрана" увидев плюкан и оценив их поведение.

 - Мульпликационные плюкане всего-лишь бледная тень Леонова и Яковлева, хотя их и попытались сделать похожими. Впрочем, остальные герои так же ни чуть не выиграли от придания им инопланетной внешности. Внешность вторична по отношению к содержанию!

 - Вид Яйцелопов чем-то напоминет Альфа из одноименного сериала, но это мелочь.

 - Поменяли местами роли студента и дяди Вовы, но оба новых персонажа получились пустыми, почти без внутреннего содержания. Оба меркантильны, оба индивидуалисты, оба прагматичны и циничны. У дяди Вовы временами пытается проравться какая-то интеллигентность и другие связанные с моралью и культурой качества, но дальше обреченной демонстрации наличия подобных качеств где-то в глубине души, дело не идет. Да и студент уже вовсе не студент, а некий бесцельно бомжующий (типа поступать собирается) подросток-переросток.

 - В советском фильме дядя Вова не только обладал неким набором обязательных человеческих качеств, но и руками мог работать, например, починил Пепелац. Оба героя из капиталистической Москвы ни на что такое не способны. Впрочем, дядя Вова в какой-то момент ностальгически вспомнил, что в своей советской жизни он тоже что-то мог, например, был боксером.

 - Советский студент думал о том, что бы привезти что-то на Землю ради науки, камушек с Луны был ему примером. Современный Толик такой ерундой не заморачивается.

 - В новом мультфильме добавили зачем-то нового персонажа, Робота, который не добавляет сюжету ни какого нового смысла, т.к. демонстрирует абсолютно те же качества торгаша ищущего выгоду, что и живые плюкане.

 - Выбросили замечательную фразу одного из плюкан: "Пусть еще что-нибудь даст..", хорошо характеризующую нынешний капитализм.

 - Конец фильма пострадал больше всего, свобода слова порезала его так, как не могла порезать ни какая цензура с худсоветами.

 - Студент в мультфильме конечно подумал о судьбе дяди Вовы, когда пытался слетать на Землю с Яйцелопом. Это, правда, понятно только из фразы "на Землю и обратно", но все же это совсем не тоже самое, из-за чего дядя Вова со студентом два раза в советском фильме отказывались от возвращения на землю. Не исключаю, что попав на Землю студент и вовсе назвал бы дядю вову чмошником и махнул бы на него рукой.

 Очевидно, что современные дядя Вова со Студентом, при первой же возможности улетели бы на землю без каких-либо мыслей о судьбе плюкан. Они не сделали это в мультфильме только потому, что плюкане бесцеремонно закрыли дверь пепелаца перед носом инопланетянина у которого была машинка перемещения. К тому же были уверены, что долетят на Землю на Пепелаце. О совести и чести речь в современном мире не идет.


 - Даже бассейн Пэжэ в советском фильме оказался гораздо актуальнее на сегодняшний день, чем в новом мультфильме. Советский дядя Вова сказал, обращаясь к Пэжэ и его слуге, игры которых в бассейне очень напоминали что-то из нынешнего ЛБГТ: "Развлекайтесь, мальчики". Как пророчески это вышло с точки зрения сегодняшнего дня.

 - Особенно удивило отсутствие в фильме эпизода с планетой Альфа! Но удивило только в первый момент, ведь если подумать, то идеология на планете Альфа была точь в точь либерализмом, в духе Латыниной и Эха Москвы. А в словах и в действиях "цивилизованных", просто со сто процентной вероятностью, угадываются отношение и действия Запада по отношению к народам остального мира. Да что там Запад, нынешняя "наша интеллигенция" точно так же относится к своему народу!

Вывод довольно интересный, режиссер фильма, как и его герои, за 30 лет стали гораздо больше похожими на плюкан, а страна наша на Плюк. Фактически, современный дядя Вова сам проговорился в мультфильме о том, что пробился на вершину шоу-бизнеса дав пол-чатла. Если он и пошутил, то не далеко от истины. Возможно, если выяснить кто дал денег на этот мультфильм, то выяснится, что режиссер за теже пол-чатла его и состряпал.

http://9e-maya.com/index.php?topic=10482.msg1035032#msg1035032
Tags: барыги, вера, идеология, капитализм, мировоззрение, мироощущение, пропаганда, рыночное людоедство, смыслы, социализм, товарно-денежные радости, торгашество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments