ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Category:

Фильм "Бресткая крепость"

Героев сделали жертвами


Я долго ожидал, когда в прокате появится "Бресткая крепость", потому что снимали белоруссы и я был уверен, что в фильме не будет сплошных геббельско-власовских помоев, которые льются с экранов в головы наших россиянских сограждан последние двадцать лет - никаких штрафбатов, заградотрядов, уродов-комиссаров, упырей-нквдшников и подобной мерзости. Просто потому у нас оплёвывание великой страны поставлено в основу государственной политики бандой марионеток-самозванцев, называющих себя "властью", а в Белоруссии - Батька, которого выбрал народ. Я там был перед 65-годовщиной  Победы. После возвращениея стало ещё более очевидным, что живёшь в оккупированной стране. Безусловно, Беларусь - не СССР, но по сравнению с РФ там сохранилось немало советского. А некоторые вещи, не очень понятные в СССР начинаешь понимать только сейчас, увидев их в Белоруссии. Например, услышав в новостях об увеличении надоев в колхозах понимашь, что это имеет большоей смысл - это своего рода доклад народу об общем деле в единой для всех стране.

В общем я надеялся на качественный, патриотичный и честный фильм о героической обороне Брестской крепости. Смущало только одно - наличие в команде создателей фильма представителей российских киношных кругов. Думал, без хорошей ложки дегтя фильму явно не обойтись, естественно, так и получилось.

Поехали компанией: я, жена, ее сестра с другом и я настоял на том, что сыну обязательно нужно это увидеть. Пусть там будут оторванные руки и ноги, пусть знает что это война, это не компьютерная "Call of Duty". Что были такие фашисты, и были НАШИ. И то, что герой - это не тот, кто без промаха шмаляет из автомата врагов, а тот, кто за Родину поднялся на пулемет и упал сраженный, но не побежденный.

После фильма жена с сестрой вышли из зала со слезами на глазах, друг и сын угрюмые, а я злой. Нет, не оттого, что фильм получился никчёмный. Напротив, оттого, что фильм получился неплохой, а на фоне сплошной дряни, снимаемой в РФ про войну - можно сказать, что даже сильный. И именно это злит меня больше всего. Потому что это фильм вовсе не про героическую защиту Родины, не про советский, а про какой-то другой народ. Снято профессионально, но такое ощущение, что снимали иностранцы - такое же ощущение возникает, когда видишь зарубежные фильмы, в которых неплохие зарубежные актёры играют русских людей. Вроде бы и всё но то, что всё несколько не так, чувстуется во всём - не только в мелочах, но и в самом духе, в лицах актёров и ещё упущено что-то важное, трудно выразимое словами. Понятно, что русский и не русский человек будут бессознательно выражать некоторые ключевые вещи по-разному. Примерно такое же ощущение было и здесь - снято качественно, но уже совсем не советскими и даже не вполне русскими людьми. Сейчас этот фильм уже стали называть "советским". Ну на безрыбье и рак может показаться рыбой и после десятилетий гнусного вранья про наших дедов даже такой фильм может показаться советским.

Фильм, как и ожидалось, начинается с прекрасного субботнего дня  21 июня 1941 года. В парке крепости играет оркестр, люди танцуют, фотографируются, любят друг друга. Привезли кино. Нет, думают люди, войны не будет. Но мы ты знаем, что многим из них жить осталось всего несколько часов. А кроме нас это подозревает старый майор, прошедший Испанию, Финляндию и Халкин-гол. Нужно выводить войска из крепости, думает он. Здесь они в мешке. Молодец, майор, умный! Никому и в голову не пришло, а вот поди ты. Но решение вопроса о выводе войск откладывают на 27-е. Кто "откладывает" - не говорится, но современным зрителям, чьи головы наполнены помоями из россиянского дуроскопа сразу становится всё ясно - "тупой самодур Сталин", несмотря на все сообщения не верит, что начнётся война. "Всем нормальным людям очевидно" - вон сколько народу в зале сидит, а вот "кровавому диктатору" не очевидно. Это не сказано прямо, но к этому зритель подходит сам и это создаёт более сильное воздействие, чем прямое промывание мозгов. Я не хочу обсуждать причины, почему авторы фильма предствили это таким образом. Приказ срочно вывести войска в летние лагеря был отдан 17 июня, но очень странным образом выполнен не был. И войска были оставлены в крепости целенаправленно. Кем и почему - разговор особый.

Есть в фильме и ещё одна подлость, причём крупная: энкавэдешник спрашивает в самом начале, типа а кто тут сеет панику в отношении войны с нашим СОЮЗНИКОМ? Говорить, что гитлеровская Германия никогда не была союзником СССР тут излишне и офицер НКВД никогда не мог был ляпнуть такого, если он, конечно, психически здоров. Просто можно утверждать без вопросов - тот, кто вставил это утверждение в фильм - подонок и мерзавец. Можно не сомневаться, что эту фигу в кармане вставили "дорогие россияне".

"Это художественный фильм" - скажут мне. "Да," -соглашусь я, "это верно, только только почему-то в художественных фильмах наших предков регулярно выставляют хуже, чем они были и это по какой-то странной причине художественный вымысел работает только в одну сторону."

Последуем за режисером, что же он хотел показать нам? Вот он показывает людей. Детей, жен, матерей. Сушатся простыни, в магазин завезли холодный лимонад, она осталась в его каморке на ночь, где он сделел ей предложение. Первая любовь уводит детей ранним утром на рыбалку. Война началась неожиданно. Гул моторов превратился в свист бомб и мир закончился. Герой любовник, не может понять спросонья: - Учения? Что ж они так шумят-то с утра? Рушатся здания, гибнут люди, гибнут женщины, гибнут дети. Гибнут лошади. Все бегут. Старый майор собирает семью, выводит их дома, требует бежать в подвалы, как учил. Вообще-то этому в те годы учили всех советских людей на учениях по гражданской обороне. В общем, капитан, спасает семью, Ани - дочери нет. Ну где же она? Герой-любовник, забыв любимую невесту выскочил из дома. Спасся. Молодец, хорошая реакция. Только вот в настоящем русском фильме он стал бы в первую очередь спасать любиму, а в советском - любую женщину оказавшуюся рядом. Пусть в реальности так было не всегда, но так должен был вести себя советский человек и фильмы помогали воспитывать такого человека. Именно советский человек войну и выиграл. Вчерашний десятиклассник, который вырос на фильмах с такими идеалми и книге "Как закалялась сталь". А тут вот такой характерный герой современности - шкурник.

Трагическая ситуация стремительно развивается: какие-то люди спасают лошадей из огня. Одна лошадь ранена, хрипит, солдат пристрелил ее. На этом его моральные силы кончились, истерик-эмо бросил карабин и куда-то убежал. Ещё один современный герой. Затихло. А вот и немцы. Они перекрыли пулеметами выход из крепости. Но народ, почище любых баранов прёт на пулеметы так, что через минуту гора трупов закупоривает ворота, а люди все лезут, карабкаются на эту теплую, дымящую гору, чтобы через секунду стать ее частью.

Опять "видение автора" - такого в реальности не было. Паника в начале была, что неудивительно для внезапного нападения, но совершенно другая. Кстати, как и были и герои с первых минут. Тогда почти моментально заработали советские снайперы, выбив немецких офицеров, чем сорвали манёвр штурмовых групп. Немецкие штурмгруппен, захватывавшие мосты, потеряли три четверти личного состава. То есть сопротивление наших войск было яростным. Сопротивление началось сразу в нескольких местах крепости. Но видимо, это называется "правдой про войну" - показать наших людей истеричными баранами даже там, где они были героями. Ну и побольше трупов, детей, плачущих у трупов убитых родителей, разорванных в куски тел и кровищи. Надо, чтобы зрителя шокировало, тогда не так заметны станут скажем так, слабые и странные места фильма.

В общем, киношный майор пытается остановить бегущих. Мимо бежит пацан с трубой. Стой трубач, играй. "И встал трубач в пылу и пламени. Трубу к губам своим прижал". В трубе дырка от осколка в кулак. С парой зуботычин, но бегство было остановлено, и военнослужащие были направлены на занятие боевых позиций. Началась оборона Брестской крепости. Это ерунда, что в реальности к этому времени прорвавшийся в крепость немецкий штурмовой отряд был уже уничтожен, попав в огневой мешок, ерунда, что немецкий пехотный батальон уже понеся тяжелые потери от огня разведывательного бронеотряда, уже отходил назад. Это ерунда, что зенитчики крепости в первый же день сбили три немецких самолёта. Это ерунда, что к этому времени майор Гаврилов уже перегруппировывал силы восточного и западного фортов. Нет-с, ждём-с подхода помощи, и деблокирования крепости силами кадровой Красной Армии. Так "художественно видит" режиссёр.

И вдруг. Женщины, дети, медперсонал госпиталя, раненые на мосту, за их спинами немцы. Ишь, чего удумали, "рус сдавайся". Полковой комиссар в состоянии крайней прострации выходит к ним. Но, как оказалось у него план. "Ложись" - кричит он по-русски. Да, такого немцы не ожидали. Дети, женщины спасены. Спасибо, конечно, что не показали комиссара кровавым упырём.

Отлично экипированные и красиво одетые немцы-юберменши грамотно косили безудержно храбрых русских воинов из пулеметов, пока те пытались выйти на дистанцию боя саперными лопатками и табуретками.  Отдадим должное режиссеру,  русским это иногда удавалось, и тогда в заключительной части боя потери немцы тоже несли.

Воды нет, летчик "ишака", сбитый парой "худых" рассказал, что они в глубоком тылу. Что же делать? "Будем прорываться к своим" - решает комиссар. Ночью, по красной ракете, в безнадежном рывке на вражеские пулеметы многие гибнут. Военврач-эмо застрелился. Я так и не понял по какой причине. Но точно по личной. То ли устал, то ли не справился с операцией, что-то не то отрезал. Фашисты предлагают сдаться. Решили спасать женщин и детей. Оправили их в плен.  Сами умираем, но не сдаемся. Тогда немцы сбросили 2-х тонную БОМБУ на крепость. Очень эффектно шарахнуло. Люди, летящие по небу... По картинке, никто после такого выжить не должен быть. И точно, даже фартовый парень оглох от разрыва. После нее начилась зачистка выживших. Женщины и дети, с небольшим кол-вом оставшихся бойцов с ужасом смотрят на ствол огнеметного танка, показавшийся в окне... Капитан, отправляет последних бойцов в прорыв. Как-нибудь, по-одиночке, глядишь выберетесь, я прикрою. Отдает фартовому подростку знамя. Он выберется, он расскажет о том что тут было, и умирает, глядя на семейную фотокарточку, сделанную этим прекрасным солнечным днем 21 июня 1941 года.

И как окончательное раскрытие идеи режиссера - заключительный эпизод. Немцы сломили сопротивление. Все бои закончились. Герой любовник таки выжил, очнулся в воронке, ошеломленный идет к немцам, ну куда ж ему ещё идти? "Ком цу мир Иван", то бишь иди ко мне. Держи - офицер, протягивает каску герою любовного фронта. В ней звездочки - серпастые, молоткастые звездочки. Снимай Иван их с пилоток бойцов, щедро насыпанных на полу клуба, где так недавно ты крутил кино. Рви Иван эти жидоболшевицкие звезды и будет тебе жизнь. И он их рвет, улыбается ошалело, но рвет. И все бы ничего, и выжил бы он, да вот незадача, невеста его окажись на этом полу. Простил супостатам он звезды красные, убитых товарищей, забил на долг перед Родиной, да не простить им смерти любимой. Гранату принес он офицеру в каске со звездами. На этом фильм заканчивается.

Но Брестская крепость стала знаменитой на весь мир вовсе не отчаянным сопротивлением гарнизона в первые восемь дней. А ведь немецкое командование отводило на полный захват крепости 8 часов. Это подвиг, безусловно. Но потрясло души людей не столько это, а то, что остатки гарнизона, уйдя в подземные казематы, продолжали сопротивление сначала небольшими группами, а потом и в одиночку ещё несколько месяцев. Каждый день немецкие громкоговорители призывали к капитуляции, говорили, что сопротивление бесполезно, что Минск пал, что взята Москва. Прообраз киношного майора - майор Гаврилов попал в плен тяжело раненым 23 июля - через 32 дня после начала войны. Но и после этого остатки гарнизона продолжали воевать. Без помощи, без надежды, без связи, без командиров, без комиссаров. Более, того, последний защитник Брестской крепости умер от голода всего за несколько месяцев до того, как Советская Армия освободила Белоруссию. В фильме нет ни слова про это.

В фильме нет ни слова про то, что оборона крепости держалась на коммунистах и комсомольцах, что проводились партийные собрания. Перед последним штурмом крепости - 29 июля защитник крепости собрались на общее партийное собрание, куда пригласили и комсомольцев, и беспартийных. В этот момент им как раз был предъявлен ультиматум - сдавайтесь или уничтожим фугасными бомбами. На общем собрании было принято решение сражаться до конца. Несколько десятков человек вступили в члены партии, чтобы умереть коммунистами. Всего этого в фильме нет.

Так про что же фильм в конце концов? Фильм про то, как не повезло жителям и солдатам Брестской крепости. Началась война, они оказались в ловушке. Они были такие же, как и мы - обычные люди. Понимаете, мы, якобы, такие же, как и они. Вот эти жвачные животные жуют попкорн и наблюдают за "такими же, как они", умирающими, но не сдающимися. Они воевали за свои семьи. Слово Родина, по-моему, ни разу не прозвучало в этом фильме. Тем более, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РОДИНА. Умирали и не сдавались они там, по фильму выходит, потому что думали, что в плену будет хуже, потому что упрямые были, потому что командиры так сказали, потому что не простить смерти супруги, детей, но только не потому, что они защищали РОДИНУ. Это основное. А в реальности было, мягко говоря, сильно не так, об этом не просто говорят, кричат воспоминания выживших, мемуары врагов, да и сами камни Брестской крепости.


Сейчас создатели современных киноподелок очень любят рекламировать свою продукции утверждением, что фильм построен на событиях и документах, чтобы привлечь зрителя, утомлённого потоками гнусного вранья о нашей истории.

В смысле исторической достоверности эта всего лишь подделка под советские фильмы, безусловно не геббельсовские помои, вроде не "Сволочей" или "Последнего бронепоезда", но закладываемые лживые идеологические вирусы в нём есть, причём такие, где ложь смешивается с полуправдой и умолчанием. И неплохое качество фильма делает их поэтому более опасными.



Пётр Михайлович Гаврилов


Про некоторые говорилось выше, вот ещё одна ложь: майор Гаврилов, возглавивший оборону крепости, вопреки лжи создателей фильма никогда не был репрессирован. Точно так же как геббельсовская ложь и то закадровое утверждение фильма, что большинство попавших в плен оказались в лагерях.

Более того, Гаврилов сразу, после возвращения из плена, в 1945 году был восстановлен в звани майора. Кстати, Петр Михайлович Гаврилов, действительно провёл несколько лет в сталинском лагере - на должности начальника лагеря для японских военнопленных. Единственная "репресиия", которой он подвергся - его не восстановили в партии до 1956 года, когда разобрались в ситуации, что было, кстати говоря, весьма непросто.

Вообще исторических ляпов в фильме много, даже очень много, смешанных, что ещё хуже, с искажённой правдой. Солдаты с табуретками. Отсутствие в крепости артиллерии, не считая одной странной сорокопятки, подбивающая танк на дистанции в несколько сот  метров с угла возвышения не менее, максимальных, 25 градусов. На самом деле два немецких танка, которые наши бойцы подбили гранатами в самом начале штурма, естественно, не показаны, а это был один из ключевых моментов боя. Один из танков был подбит выстрелом из зенитного орудия. Во время самого яростного штурма в полдень огнём сорокопятки её рассчёт под командованием оставшегося неизвестным лейтенанта почти в упор расстрелял прямо в северных воротах три немецких танка. Наши ребята погибли на месте, но штурм был сорван.

Попыток прорыва было несколько, отряд лейтенанта Виноградова прорвался, но потому был окружён и почти полностью уничтожен. Ряду небольших групп также удалось прорваться, бойцы потом воевали в партизанских отрядах, части удалось даже добраться до линии фронта. Огнемётных танков у немцев были - целых девять, но уже вскоре из всех остался только один. Более того, были танки и у нас - разведывательные пулеметные и даже несколько пушечных бронеавтомобилей (пушка 45 мм). Огнём этого бронеотряда была уничтожена одна из самых первых штурмовых немецких групп.


Основные потери наши солдаты понесли не от пулемётов во время истерической атаки, а от огня немецкой артиллерии, многоствольных реактивных 152 мм установок, трёх сверхтяжёлых мортир, нескольких французских танков, броню которых не брали наши сорокопятки, а также немецкой авиации.

Бомба на восточный каземат действительно была сброшена и не одна - сначала Люфтваффе сбросило две 500-г фугасные бомбы, а потом - специальную бомбу весом 1800 кг. Потом развали несколько раз засыпали бомбами и буквально залили зажигательными смесями, которые сбрасывались в бочках. Массово применялся слезоточивый газ. После этого бомбового удара организованное сопротивление как единое целое в последнем каземате крепости действительно прекратилось. Это было 30 июня. Майор Гаврилов принял решение разбиться на мобильные группы, которые попортили врагу немало крови. Но группы бойцов продолжали сопротивление ещё долго. Группа под командованием Гаврилова держалась в развалинах восточного форта до 12 июля. Ни одно из знамен воинских частей, сражавшихся в крепости, не досталось немцам.

Но главная суть фильма даже не в своеобразной "исторической точности". На мой вопрос, что у вас отложилось после этого фильма мои жена, сын, сестра жены, ее друг, все ответили одинаково - "Жалко их".

Это и есть ключевое отличие советских фильмов от качественной современной подделки под них - это то, что в них, даже в самых трагических моментах, читается Победа. Та, ради которой умирают сейчас на экране. люди. И зритель видит, что умирают они не зря, за Победу, за Родину. И они Герои. А в современной поделке - жертвы.



Надпись на стене Брестской крепости

У нас в городе в парке стоит памятник Героям Революции. Недавно его переименовали. Теперь это памятник Жертвам революционного времени. Вот так и здесь Герои стали жертвами.

Сергей Анин (в редакции Павла Красного)

Оригинал здесь
 
Tags: Бресткая крепость
Subscribe

  • Как различать врага в одеждах друга

    пару комментов из сети Я раскусил всех этих Гоблинов и его марксонутых завсегдатаев типа Б. Юлина, Клима Жукова, и уж тем более всех этих…

  • Советский учитель

    Многие ( за исключением духовной черни, меряющей "счастье" не красотой и высотой окружающих нас сознаний , а материальными побрякушками)…

  • Просто правда

    здесь помещен неплохой ролик вк "Сталинград" о сути праздника 9 мая и оккупационного капитал-фашистского маркетинга , вытравляющего эту…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments