ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Почему СССР не построил ни одного линкора

                             
   
     Предисловие
     Коррупция в ведомстве великого князя Алексея Александровича, брата  Александра Третьего, достигла таких астрономических масштабов, что  броневые листы кораблей скреплялись деревянными втулками. Не  взрывающиеся снаряды и Цусимский погром – таковы, вкратце, результаты  работы Морского ведомства, возглавляемого великим князем

. Никто не  сделал для поражения России в Русско-Японской войне больше, чем этот  человек.
     Уже набило оскомину упоминание о том, что русский крейсер «Варяг» был  построен в США. Казалось бы, ничего странного в этом нет. Крейсер был  заказан, оплачен и построен в срок — где здесь есть преступление?
   Однако, крайне редко упоминается о том, что второй участник  легендарного боя при Чемульпо — канонерская лодка «Кореец» — была  построена на верфи Bergsund Mekaniksa в Швеции.
     Господа, позвольте один вопрос: Что-нибудь вообще строилось в Российской Империи на рубеже XIX–XX веков?
     Бронепалубный крейсер «Светлана», место постройки — Гавр, Франция;
   Бронепалубный крейсер «Адмирал Корнилов» — Сен-Назер, Франция;
   Бронепалубный крейсер «Аскольд» — Киль, Германия;
   Бронепалубный крейсер «Боярин» — Копенгаген, Дания;
   Броненосный крейсер «Баян» — Тулон, Франция;
   Броненосный крейсер «Адмирал Макаров», построен на верфи «Форж & Шантье», Франция;
   Броненосный крейсер «Рюрик», построен на верфи «Виккерс» в Барроу-инн-Фёрнесс, Англия;
   Броненосец «Ретвизан», построен компанией «Уильям Крэмп & Санс», Филадельфия, США;
   Броненосец «Цесаревич» — построен в Ла-Сейн-сюр-Мер во Франции…


    

     Это могло быть смешно, если бы дело не касалось нашей Родины. Ситуация,  при которой половина отечественного флота строилась на иностранных  верфях, ясно указывала на крутые проблемы в Российской Империи в конце  XIX – начале XX веков: отечественная промышленность находилось в  глубоком упадке и стагнации. Подчас ей были не под силу даже простейшие  эсминцы и миноносцы – практически все они строились за рубежом.

     Серия миноносцев «Кит» («Бдительный»), место постройки — верфь Фридриха Шихау, Эльбинг, Германия;
   Серия «Форель» («Внимательный»), строились на заводе А. Нормана во Франции;
   Серия «Лейтенант Бураков» — «Форж & Шантье» и завод Нормана, Франция;
   Серия эсминцев «Инженер-механик Зверев» — верфь Шихау, Германия.
     Головные миноносцы серий «Всадник» и «Сокол» — построены в Германии и,  соответственно, в Великобритании; миноносец «Пернов» — завод А. Нормана,  Франция; «Батум» — верфь Ярроу в Глазго, Великобритания; «Адлер» —  верфь Шихау, Германия…
     Уважаемые господа-товарищи, то, что здесь написано есть просто крик  души. Когда либеральная общественность вновь запоет песнь том, как  хорошо и правильно шло развитие России в начале века, а потом пришли  проклятые «коммуняки» и все «запороли» — не верьте ни единому слову этих  прохвостов.

     Бронепалубный крейсер «Варяг» из Америки, и броненосный крейсер  «Адмирал Макаров», строившийся во Франции, — вот истинная картина тех  событий. Перед Первой мировой Российская Империя закупала за рубежом все  – от кораблей и аэропланов до стрелкового оружия. С такими темпами  развития мы имели все шансы продуть и следующую, вторую по счету мировую  войну, навсегда исчезнув с политической карты мира. К счастью, судьба  распорядилась иначе.
     Страна под названием Советский Союз научилась все делать самостоятельно.
     Сага о не построенных линкорах
     По необъятным просторам Интернета гуляет презабавный плакат-демотиватор следующего содержания:
    

     ГУЛАГ и линкоры – это сильно. Впрочем, автор плаката кое в чем прав:  Советский Союз действительно не спустил на воду и не ввел в строй ни  одного линкора (несмотря на то, что дважды принимался за их  строительство).
   Каким контрастом на фоне этого выглядят достижения дореволюционного отечественного кораблестроения!

   В период с 1909 по 1917 гг. состав ВМФ Российской Империи пополнился 7  линкорами-дредноутами типов «Севастополь» и «Императрица Мария».
     Это не считая недостроенного линкора «Император Николай I» и четырех  сверхдредноутов типа «Измаил», которые уже были спущены на воду и  находились в высокой степени готовности – лишь Первая мировая война и  Революция не позволили русским корабелам завершить начатое.
    

      Линейный корабль "Гангут" — первый российский дредноут типа "Севастополь"
     Суровая правда заключается в том, что «Севастополь» и «Императрицу  Марию» просто стыдно сравнивать с их ровесниками – британскими  сверхдредноутами «Орион», «Кинг Джордж V» или японскими линейными  крейсерами типа «Конго». «Севастополь» и «Императрица Мария» строились  по заведомо устаревшими проектами, а задержки в их строительстве,  вызванные невиданной коррупцией в Морском ведомстве, слабостью  промышленности и общей неблагоприятной обстановкой в стране, привели к  тому, что к моменту вступления в строй отечественные «дредноуты» были  едва ли не слабейшими в мире.

     Главный калибр «Севастополя» (305 мм) смотрятся курьёзом на фоне 343 мм  стволов «Орионов» или 356 мм артиллерии японского «Конго». Что касается  брони – это был просто стыд: «цусимский синдром» и страх перед  фугасными снарядами взял вверх над здравым смыслом. И без того тонкую  броню «размазали» по всему кораблю – это в то время, когда у «вероятного  противника» уже строились линкоры с 13,5 и 14-дюймовыми орудиями – один  их снаряд мог прошить «Севастополь» насквозь и подорвать погреба  боезапаса.

     Немногим лучше был недостроенный «Измаил» — несмотря на солидную  огневую мощь (12 х 356 мм – по этому параметру «Измаил» мог сравниться с  лучшими зарубежными аналогами) и высокую скорость хода (расчетное  значение — более 27 узлов), новейший российский супер-дредноут вряд ли  мог стать серьезным аргументом в споре с его британским ровесником «Куин  Элизабет» или японским «Фусо». Слишком слаба броня – защищенность  «Измаилов» была ниже всякой критики.
     Говоря об отечественном судостроении начала ХХ века, нельзя не  упомянуть о легендарных «Новиках» — лучших в мире эсминцах на начало  Первой мировой войны. Четыре отличные 102 мм пушки Обуховского завода,  котлы на жидком топливе, ход 36 узлов, возможность принимать на борт до  50 мин – «Новики» стали мировым эталоном при проектировании эскадренных  миноносцев.
     Что ж, «Новик» — то самое исключение, которое подтверждает общее  правило. Слава «Новиков» была подобна падающей звезде – ярчайшая, но  быстро погасшая вспышка в непроницаемой черноте будней императорского  Военно-Морского Флота.

     Остается констатировать очевидный факт: попытка дореволюционной России  стать морской державой с треском провалилась – недостаточно развитая  промышленность Российской Империи проиграла «гонку вооружений» ведущим  мировым державам.
     К слову, СССР дважды принимался за строительство линейных кораблей. В  отличие от «дореволюционных» линкоров, которые морально устарели еще на  этапе закладки, советские проект 23 («Советский Союз») и проект 82  («Сталинград») были вполне современными кораблями – мощными,  сбалансированными и ничуть не уступавшими по совокупности характеристик  зарубежным аналогам.
     Первый раз достроить линкоры помешала война. Немало сказалась  дореволюционная отсталость отечественной промышленности.  Индустриализация только набирала обороты, и столь амбициозный проект  оказался «крепким орешком» для советских корабелов – линкоры мало-помалу  превращались в долгострой.

     Вторая попытка была сделана вначале 1950-х – увы, эпоха дредноутов и  жарких артиллерийских дуэлей неумолимо уходила в прошлое. Достройка  «Сталинградов» была отменена через пару лет после их закладки.

     Покупал ли СССР корабли за рубежом?

     Да, покупал. Перед войной Союз приобрел недостроенный немецкий крейсер  «Лютцов» («Петропавловск») и лидер эсминцев «Ташкент», построенный в  Италии по оригинальному проекту.
   Что-то еще? Да.
     Например, у фирмы MAN были заказаны двадцать корабельных дизелей типа  G7Z52/70 мощностью 2200 л.с. и типа G7V74 мощностью 1500 л.с. Также для  флота были закуплены образцы гребных валов, рулевых машин, корабельные  краски против обрастания, чертежи 406-мм и 280-мм корабельных башен,  бомбометы, гидроакустическая аппаратура…
     Не нужно иметь «семи пядей во лбу», чтобы понять очевидную вещь – в предвоенные годы Советский союз скупал ТЕХНОЛОГИИ
   Все остальное он делал сам.
     С началом Холодной войны ситуация приняла еще более жесткий оборот – в  прямом противостоянии с евро-атлантической цивилизацией Союз мог  рассчитывать только на себя. Просто смешно представить атомный подводный  ракетоносец для ВМФ СССР, строящийся где-нибудь в британском Глазго или  в американской Филадельфии.
     И Союз справился! Восстановив экономику и промышленность после страшной  войны, СССР в 1960-е годы выкатил на просторы Мирового океана ТАКОЙ  ФЛОТ, от которого задрожали обе половинки Земли – в такт подводным  ракетоносцам, покачивающимся у пирсов в Гремихе и бухте Крашенинникова.
     Хорошо бы украсть на Западе готовые технологии, да вот незадача, красть  было нечего – то, что делал СССР, зачастую не имело аналогов в мире.

    
     Первая в мире морская баллистическая ракета и её подводный носитель;  «поющие фрегаты» 61-го проекта – первые в мире корабли с полностью  газотурбинной ГЭУ; морская космическая система разведки и целеуказания  «Легенда-М»…

     Противокорабельное ракетное оружие – здесь ВМФ СССР вообще не было равных.
     Укоризненная фраза «СССР не построил ни одного линкора» может вызвать  лишь гомерический хохот. Советский Союз умел строить подлодки из титана,  авианесущие крейсера и гигантские атомоходы «Орлан» — любой дредноут  меркнет на фоне этих ШЕДЕВРОВ конструкторской мысли.
     Говорить о каком-либо заимствовании с Запада просто не приходится –  советские корабли имели свой хорошо узнаваемый аутентичный облик,  компоновку, размеры и специфический комплекс вооружения. Более того, сам  Военно-Морской Флот СССР представлял собой единую альтернативу флотам  западных стран (по умолчанию – ВМС США). Руководство ВМФ СССР выработало  совершенно оригинальную (и совершенно верную!) концепцию  противодействия ВМС США и смело придерживался выбранного направления,  создавая специфические, до этого нигде невиданные, образцы  военно-морской техники:
   - большие противолодочные корабли — ракетные крейсера с гипертрофированным ПЛО-вооружением;
   — тяжелые авианесущие крейсеры;
   — подводные лодки с крылатыми ракетами, т.н. «убийцы авианосцев»;
   — ударные ракетные крейсера, известные как «оскал социализма»…


    
     Советская военно-морская мощь

     Уникальные корабли измерительного комплекса пр. 1914 «Маршал Неделин»,  узлы сверхдальней океанской связи (низкочастотный импульс огромной  мощности, направленный в земную кору, может быть принят даже на борту  подлодки), малые ракетные корабли и «москитный флот», вооруженный  немалыми ракетами (достаточно вспомнить, какой фурор в мире произвело  потопление израильского «Эйлата»).
     Все это — собственные технологии и собственное производство. Made in USSR.
     Кто-нибудь наверняка задаст вопрос о больших десантных кораблях проекта  775 – БДК этого типа строились в период с 1974 по 1991 год в Польше.  Ответ прост: это было чисто политическим решением, продиктованным  желанием поддержать своего союзника по Варшавскому блоку.
     Скажу больше – верфи Финляндии регулярно получали заказы от ВМФ СССР – в  основном дело касалось постройки буксиров и плавказарм. Чисто  экономические мотивы – советским верфям было невыгодно возиться с этой  «мелочью», ведь на стапелях Северодвинска и Николаева стояли атомные  подлодки и ТАВКРы.
     Известная история с покупкой станков фирмы TOSHIBA для точной  мехобработки винтов советских субмарин – не более чем курьез. В  конце-концов, купили станок, а не готовый эсминец или подлодку.
     Эпилог
     - Адмирал не жалеет средств на свою новую возлюбленную, поговаривают,  что последний подарок – роскошная коллекция бриллиантов — был приобретен  за счет средств, предназначавшихся для «чилийского контракта» (прим.  Россия планировать выкупить в Англии броненосцы, строящиеся для ВМС  Чили).
     - А что вы хотели, сударь? Элиза Балетта – теперь одна из самых богатых женщин в России.
     - Да-с, великий князь знает толк в «откатах» — ведь не случайно  контракт на поставку корабельной брони передан от казенного Ижорского  завода частному Мариупольскому, что гонит халтуру по цене вдвое дороже  (9,9 вместо 4,4 рублей за пуд).
     Примерно в таком ключе судачила между собой великосветская  петербургская публика в начале ХХ века — Милостивейший Государь,  адмирал, великий князь Алексей Александрович знатно отдыхал на Лазурном  берегу и щедро одаривал подарками свою юную возлюбленную, французскую  балерину Элизу Балетту, до тех пор, пока не грянула Русско-Японская  война.
     «Пошел вон, князь Цусимский»! — орала взбешенная публика, при виде  входящего в партер Михайловского театра Алексея Александровича, чем едва  не довела адмирала до сердечного приступа.
     Досталось в тот день и его пассии – блистающую «камушками» балерину  закидали всяким сором с криками: «Вот где наш Тихоокеанский флот! На  твоих бриллиантах кровь русских матросов»!
     30 мая 1905 года великий князь Алексей Александрович подал в отставку с  должности главного начальника флота и Морского ведомства и вместе с  Балеттой укатил в Париж.
     Господа, у Вас не складывается ощущение дежа-вю?
    
    
     Олег Капцов
    
     От РП: Французскобулочник - это четкий диагноз идиота. Единственный  период, когда имело какой-то смысл строить линкоры - это 30-е, но  помешала Война. Даже если бы случилось невероятное и советские линкоры  были бы построены, то никакого влияния на ход Войны они, очевидно, никак  бы не оказали. Их эпоха уже уходила в прошлое. И те же самые идиоты,  истошно визжа с пеной у рта доказывали бы, как "тупой совок" строил  линкоры, которые не могли сдержать немецкие танки в Белоруссии.  Французский и английский флота в 1940 были намного сильнее немецкого ну и  как, сильно это им помогло в сухопутной войне? Ну а то, что идиоты в  упор не замечают того, что страна строила космические корабли, атомные  подлодки, лучшие в мире танки и т.д. Да, кстати, а как в  России-которую-мы-потеряли обстояли дела с танками? Увы, вообще никак.  Зато строили устаревшие на ещё стапелях линкоры и народ ходил в лаптях,  это да. К слову, в статье есть ряд неточностей и узких мест, но суть  совершенно верна.

источник
Tags: ВПК, СССР, военная наука, вооруженные силы, история, история и современность
Subscribe

  • Просто правда

    здесь помещен неплохой ролик вк "Сталинград" о сути праздника 9 мая и оккупационного капитал-фашистского маркетинга , вытравляющего эту…

  • Как влзломать систему (комментарии друзей)

    Эрих Фромм (как и вся франкфуртская тусня) еще тот неомарксистский охранитель капитализма , притом очень умный и тонкий - ругая и довольно неплохо…

  • Памяти героев 93 года

    Памяти героев 93 года . Вот октябрь листвой нас накрыл И сквоз них - кровь рябины пылает, Я живой я ничто не забыл Память сердца страницы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments