?

Log in

No account? Create an account
Читатель

ckychnovosti


Скучные новости

иногда еще и несвежие


Previous Entry Поделиться Next Entry
Сколько человеку бабла надо?
Читатель
ckychnovosti



    В ЖЖ на первые позиции вышел пост "Кем ты хочешь быть?". Хотел-хотел человек когда-то быть археологом, путешественником, кем-то ещё, а стал - просто добытчиком денег. Имеет то и это, а сам вроде как - никто. И все вокруг хотят что-то иметь, а вот, чтоб кем-то быть - про это как-то не слышно. Такая вот мысль автора.

    Очень русская мысль, надо сказать.

    Европеец на эту тему как-то не парится: он и других, и себя самого оценивает с точки зрения барахла: что у кого есть.

    Мне рассказывали немцы, как они выбирают друзей. Рассказывали в простоте душевной, без всяких там ироний, самоироний и подтекстов. Знакомятся люди, положим, на отдыхе. И тут же пытаются стороной выяснить: где ты живёшь, какая у тебя работа. Если живёшь в своём доме, а не в квартире, и работа у тебя престижная, а ещё лучше - собственный бизнес - значит, имеет смысл продолжить знакомство. А нет - нафиг нам такие друзья.
    Вдумайтесь: человек, живущий в доме, и человек, живущий в квартире, - это принципиально разные люди.

    Для западного человека это привычно, нормально, не о чем и говорить. То есть высоколобые умники не прочь поговорить, давно говорят, умно и много. Взять хоть учение Маркса про имущество как "отчуждённую жизнь". Твоё имущество - это твоя жизнь, превращённая в кирпич, железо, ламинат... м-да... Тоже немец был...
    А поближе к нашему времени был Эрих Фромм, классик, можно сказать. Так и назвал свою книжку: "Иметь или быть?" Там тоже много всякого-разного.

    Но простой, массовый, западный человек, обыватель по-нашему, или "филистер", как называли его Маркс и Энгельс, - он книжек особо не читает, а если и читает, то живёт не по книжкам, а по обычаю своей среды. А обычай там такой: ты - это твоё имущество. Ты - это твой банковский счёт.
    Помните, прошло в начале кризиса сообщение, как какой-то фармацевтический воротила бросился под поезд, потому что фирма его разорилась. С чего такое отчаяние? Голодать он явно не будет, его бытовая жизнь, скорее всего, и не изменится в связи с банкротством фирмы: тот же дом, та же машина, та же еда, одежда. Но в том-то и штука, что он отождествлял себя со своим бизнесом и имуществом. Он - это был его банковский счёт. Потеряв имущество, он УЖЕ умер. Поэтому, бросившись с моста под поезд, он просто привёл внешнюю действительность в соответствие с внутренней, явление - с сущностью.

    Мы, русские, не такие. Мы - не имущественный, не вещественный народ. Мы - странники, калики перехожие. Ни за что не зацепляемся. Живём вне вещей, поверх вещей, мимо вещей. Оттого и вещи нам в руки не даются: никак мы не можем их расставить по местам и организовать опрятную, разумную, крепко сбитую жизнь. Довольно посмотреть на наши города и посёлки: такое впечатление, что какой-то великан в задумчивости уронил кубики на землю, да так они и остались лежать там и сям. Моих умственных способностей не хватает, чтобы уловить какой-то план и какую-то закономерность в расположении кубиков-домов даже и в московских спальных районах, не говоря уж где подальше. Ну а организовать сбор мусора... Для нашего народа легче взять Берлин, чем опрятно и систематически собирать мусор.

    Русские редко умеют копить деньги. Есть - гуляем: "Однова живём!". Нет - ну, на нет и суда нет, сосём лапу. Недаром русские туристы за границей считаются самыми богатыми и щедрыми. Не богатые они, а просто не расчётливые, не прижимистые.

    Мы стихийно расположены к равенству. Социальные барьеры у нас низкие. В глубине души нам кажется, что все равны всем: и первый вельможа, и последний смерд. И дурацкое чванство, которое иногда видишь, как ни странно, от этого же стихийного демократизма: очень уж мы все равны внутри себя, вот и хочется как-то выпендриться снаружи.
    Помню, когда я работала в итальянской компании здешним её представителем, часто сталкивалась с таким, скажем, культурным разнотыком. Мы куда-то едем, везёт нас водитель. Приезжаем на какое-нибудь предприятие, там нас кормят. Я всегда приглашала и водителя за стол, а как же ещё? А вот моим патронам казалось это отрыжкой коммунизма, я даже получила как-то замечание. Каждый типа сверчок...

    Иными словами, из глубины веков идёт у нас, русских: главное - не сколько у тебя в кошельке, а каков ты есть, потому что сегодня - так, завтра - эдак, а душа человеческая - вот что главное.
    Помню, бабушка меня учила: не шмотками надо гордиться, а знаниями, победами на олимпиаде, успехами в самодеятельности, потому что шмотка износится, а знания и умения, уважение людей - останется.

    Но это было в совке, в каменном веке, до нашей эры.
    Потом настало дивное завтра, ставшее уже сегодня и даже отчасти вчера, то самое дивное завтра, во имя которого томилась в узилище Новодворская со товарищи, страдали в психушках безвестные диссиденты рангом пониже, за которое мучился в изгнании в страшном городе Горьком академик Сахаров.
    Теперь у нас всё как у людей.
    Главное - не какой ты, даже не кто ты, а главное - сколько у тебя денег. Деньги - это ты, а ты - это деньги. Если ты такой умный, то почему же ты такой бедный? Если ты хороший специалист и вообще хорошо работаешь - значит, у тебя есть деньги, много денег. Мало денег - плохо работаешь. А нет денег - на кой хрен такая работа?

    Для чего человек живёт и работает? Спрашивать бесполезно, соврёт, неосознанно, чушь. На самом деле живёт и работает вот для чего. Сначала, чтобы удовлетворить первичные, базовые потребности: поесть, наготу прикрыть, жильё какое-никакое.
    А дальше - ради престижа. Чтобы заявить как-то о себе, прокричать: "Лю-у-у -ди! Я - есть. Лю-у-у-ди! Я что-то значу!"
    (Не надо только вспоминать про Маслоу с его пирамидой, обошедшей все учебники; он не прав. Герой его пирамиды - какой-то выхолощенный филистер. Для живого человека престиж, самоуважение иной раз и понасущнее удобства, безопасности, куска хлеба даже).

    Человеку - любому - хочется самоутвердиться, заявить о себе, обрести причины себя уважать.

    Набор мотивов для самоуважения не выдумывается каждым для себя лично, он задаётся обществом, а человек выбирает из имеющегося набора. Недаром, в откликах на тот самый пост, с которого я начала, читатели вспоминали полярников, космонавтов, физиков - героев соответствующих времён. И это не инфантильная совковость, это - нормально: подражать какому-то герою. У каждого времени свои герои, свои причины, за что человека можно уважать. За что он сам себя уважает. Что даёт ощущение: жизнь прожита не зря.

    Сегодня у нас критерий один - деньги. Никаких критериев и мотивов кроме денег - нет. Успешный человек - это человек денежный. Денежный человек ipso facto - успешный. Больше денег - больше уважения. Престижно шиикарно тратить, ещё престижнее нелепо сорить деньгами. Чтоб всем было понятно: денег много, чтоб не сомневались. Я живу невдалеке от загородного ресторана на 800 (!!!) мест. До кризиса там гудели и вздымались в небо фейерверками гигантские "корпоративы", сейчас слегка увяли, но в последнее время возобновляются.

    Так вот, "юноша, обдумывающий житьё", имеет перед собой всего одну дорогу успеха - дорогу, ведущую к большим деньгам. Все дороги, которые к БОЛЬШИМ деньгам не ведут принципиально, - это дороги второсортные. И сам ты второсортный. А кому охота быть второсортным? Вот здесь и коренится причина многих наших бед, вроде очень разных, но растущих из одного корня. У нас нет уважения к научному творчеству - и молодёжь не идёт в науку. А если и идёт - всё равно свербит в подкорке: я тут время теряю, а люди на мерседесах раскатывают.

    Зачем заниматься искусством, учиться, париться, когда деньги - в попсе? Если ты хороший певец (писатель, учитель), то почему ты такой бедный? Слабые и пассивные смиряются со своей второсортностью, а кто понапористей - идут в бизнес. Шоу бизнес или иной какой, но главное идут делать деньги, а не дело.

    Из фроммовской оппозиции "иметь или быть" - мы твёрдо выбрали "иметь".
    Усвоив такой взгляд на вещи, мы всё более и более становимся нацией неумех. А чего уметь-то? Главное умение - ковать бабло. Мастерство, умение, знание - не уважается. Если к этоим качествам прикладываются деньги - ну, тогда ладно, живи. Если же нет - чего о нём говорить-то: лузер, он лузер и есть.

    Человек оценивается по тому, какая у него машина, сколь затейливо он отдыхает. Ну и конечно, где живёт. Никто не может сказать: "Меня всё устраивает". Как то есть устраивает? Что значит - устраивает? Ты ещё не на Рублёвке, не на Золотой миле - не может тебя всё устраивать! Иди работай. Куй бабло.

    Это западный подход к делу, даже не вообще западный, а конкретно - американский. Но Запад и Америка, в частности, всё-таки сложнее, чем мы себе представляем. На Западе есть много шкал престижа, в том числе и не исключительно денежные, хотя денежная шкала - главнейшая. Россия же всегда была и есть страна мирового гротеска: у нас все идеи доводятся до абсурда и карикатурной элементарности: и марксизм, и либерализм, и что хотите.

    У нас дорога успеха одна - дорога большого бабла. Она, кстати, привела и к тому, что мы деликатно именуем коррупцией, а на самом деле правильно назвать приватизацией государства.
    Для чиновника нет никаких критериев уважения и самоуважения кроме денег. Желать того, что какие-то допотопные лохи называли "общественным благом" и видеть в продвижении по этому пути критерий самоуважения? Наивная, идеалистическая чушь! И правда ведь - чушь. Это всё равно, что в бомжатнике декламировать Петрарку или рассуждать о свободе воли.
    А ведь была, была когда-то дорога служения Престолу и Отечеству. И на этой дороге был свой успех, с которым люди ассоциировали свою жизнь. Я не говорю, что все такие были - я говорю: была дорога. Сейчас этой дороги нет - есть только дорога большого бабла. Ты тем больше, лучше, умнее, успешнее, чем больше у тебя бабла. Иного не дано. "Это - ТАК!" - как говорят продвинутые современные полемисты. Дальнейшее - понятно. Имеем то, что имеем.

    Недавно показали по ТВ сюжет: майор милиции в пьяном виде на личном мерседесе сбил женщину. Нашли бабушку мента. "Хороший, - говорит, - парень, цепь золотая, машина хорошая". Зачем идти в милицию? Зачем жить вообще? Мерседес и цепь - вот современные цели. А иных майору общество не предложило. Знаете, мне жаль майора...

    Как-то уже признано за установленный факт: кроме денег никаких стимулов для человека нет. То есть иногда надо делать вид, что есть что-то ещё, но на самом деле - нет.
    Знакомый военный, участник многих спеопераций на Кавказе рассказывал. После успешной операции ему предложили на выбор: деньги или орден. Выбрал - сами понимаете, что. Так постепенно формируется психология наёмничества, солдата удачи.

    Артисты, журналисты, спортсмены, военные, учёные, все-все-все - имеют один критерий успеха и один-единственный жизненный стимул - деньги. Не оттого ли столь убого то, что по привычке именуют литературой и искусством? А на олимпиаде при всех миллионных гонорарах и иностранных тренерах - больших побед что-то не видно...

    Но я ведь не напрасно начала с того, что для русских такой подход не органичен. Чужой это подход. Ну нажил деньги - и что? Деньги есть, а счастья нет. И тебя нет. Потому что нет ни умения, ни знаний толковых, таланты, ежели и были, закопаны в землю. Скучно на этом свете, господа! Таков жизненный итог очень многих "успешных", по сегодняшней мерке, людей. Их много, но они скрывают свои чувства как неправомощные и даже какие-то стыдные, лузерские.
    "Европейский буржуа наживается и обогащается с сознанием своего большого совершенства и превосходства, с верой в свои буржуазные добродетели. Русский буржуа, наживаясь и обогащаясь, всегда чувствует себя немного грешником и немного презирает буржуазные добродетели", - писал Николай Бердяев сто лет назад. (Бердяев Н.А. Судьба России. Глава "О святости и честности").

    Буржуев прогнали, потом завелись новые, "а ты всё та ж, моя страна в красе заплаканной и древней". Архетипы народного сознания меняются медленно, а может - и вовсе не меняются.
    Поклонение мамоне, культ золотого тельца, царящий сегодня, - это заблуждение русского народного духа. Это чужая и чуждая для него дорога. Мне даже кажется, что культ денег как-то выдыхается. Нужны другие цели, иные дороги. Мне кажется, народный дух их вот-вот готов найти.
источник

  • 1
Спасибо, отлично написано. Только искать ничего не надо, необходимо вернуться к православной культуре и все встанет на свои места.

Статья действительно хорошая, идея ясна и я поддерживаю её. Но многие моменты спорны! Например вот это "Оттого и вещи нам в руки не даются: никак мы не можем их расставить по местам и организовать опрятную, разумную, крепко сбитую жизнь". Как раз потому и не расставляется по местам, что выбивать это из нас стали гораздо раньше, тысячу лет назад, когда свои же князья насильно стали вводить чужую нам Византийскую имперскую культуру. Истинная наша культура тысячу лет сопротивлялась и сейчас сопротивляется. Потому я и говорю, что многое в статье спорно. Другое дело, что используя весь современный потенциал, западная культура стала быстрее (особенно в молодом поколении) выживать в нас истинную нашу культуру и духовность.

  • 1