ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Category:

Очерк о первых годах становления советской школы ( 20-х гг.)


.
Нужно понимать, что собственно Советская Школа , в том виде, в котором мы ее знаем по сов-фильмам (типа "Доживем до понедельника") по своим родителям и по себе (кто родился до 1980 г ),  окончательно сформировалась позже - в конце 40-хх начале 50-хх гг. Это естественно . Во-первых ,  к тому времени в школу пришло и укоренилось (с некоторым запозданием из-за войны и гибели молодых учителей) уже собственно советское (по мировоззрению)  поколение педагогов, во-вторых именно  тогда  сталинское руководство СССР уже получило  и  могло проанализировать, систематизировать и обобщить данные "опытно-конструкторского" периода 20-30-гг , и выработать основные доктрины, правила требования по которым должна была развиваться важнейшая  система воспроизводства советского общества -  система  воспитания и образования. Кроме того не нужно забывать и о материальной составляющей школьной системы (здания, оснащение, ВУЗы, техникумы , сотрудники, деньги и прочие  ресурсы) , которая  в 20-30-40 гг  еще  не могла  быть такой как  нужно.
         
======================
"Эти воспоминания я написала по просьбе своей дочери в 1975 г. для домашнего журнала. Наташа просила меня написать ещё  и о ШКОЛЕ 1940-1970-х годов, когда я сама была учительницей, но я так и не собралась. Теперь, в середине 1990-х, я понимаю, что от нашей жизни «периода застоя» скоро не останется и следа. Погибает, или уже погибла, та СОВЕТСКАЯ ШКОЛА, в которой я проработала 25 лет."
.....
Эти слова  мамы поставлены эпиграфом к истории той школы, в которой она не только работала 25 лет, но трудилась там и после выхода на пенсию.  Несколько лет мама и ещё одна учительница собирали архивные материалы  для создания МУЗЕЯ ШКОЛЫ.  Музей был ими создан и открыт. И что же? Вскоре после разрушения СССР, Музей был уничтожен. Так что маме пришлось пережить и это. Она умерла 3 октября 2004 г. в  День Учителя.  С тех пор я составляю наш Летописец, и в нем тема ШКОЛЫ и воспитания детей звучит постоянно, потому что профессия педагога в нашей семье, можно сказать, была наследственной.  История советской школы своими корнями уходит в дореволюционное прошлое, так как первыми учителями после Революции стали преподаватели гимназий, многие из которых были приверженцами социалистических идей. Некоторые из них дожили до середины XX века. За это время они сумели воспитать поколение советских педагогов. Эта преемственность прослеживается на примере многих московских школ, бывших гимназий, в том числе, и на истории школы № 187 (30). В ней учителями были педагоги и ученики школы № 30 (бывшей гимназии Ржевской), затем учились их дети и внуки, а в 60-70 годы — дети их учеников.
..
Эта связь поколений, живших десятилетиями в одном районе, в 1960-е годы нарушилась по двум причинам. Первая из них — это новостройки и  выселение жителей старой Москвы из их «родовых» мест. Вторая — на мой взгляд, более разрушительная — это создание специализированных элитарных школ. В них детей отбирали «по способностям», а родители выбирали школы с учетом «престижа» и будущей карьеры своих детей.  В результате  был нарушен главный, сугубо народно-коммунистический демократический, принцип советской средней школы — обязательное общее для всех среднее образование. В  крупных городах его сменил  типично «буржуазный» подход — разделение детей на «избранных» и на «среднее быдло».  Таким образом, реформация школы началась не сегодня, а задолго до «перестройки», в которой самое активное участие приняли «продвинутые» учителя и ученики с «новым мышлением» и «новыми ценностями».
.
Так происходит всегда — ведь сначала требуется  воспитать новых людей, а уж потом приступать к революциям. Ближайшим примером служит история Российской империи. В ней реформы в системе образования шли непрерывно на протяжении 200 лет. И, наконец, к началу XX в. в гимназиях и университетах воспитывали не верноподданных, а врагов самодержавия.  А в СССР реформация школы прошла быстрее — всего за 20-25 лет — и в специальных школах перестали воспитывать советских людей, ну, дети и выросли антисоветскими.
.
Хронологически глава поставлена под 1986 годом, когда 25 января школа № 187 (30) торжественно отмечала свое 50-летие. Конечно, никто из учителей и выпускников школы, пришедших в этот день Встречи, не мог  представить, что сделают нелюди с их школой, со всей нашей  системой образования и какие мерзости они напишут про дело их жизни.  К  сожалению, не всех учителей я знала,  не все фотографии нашлись у мамы. Простите, если кого-то не упомянула или что-нибудь перепутала.  Спросить и уточнить не у кого. Ведь все те, кого я знала, мамины друзья и коллеги, уже умерли. Умерли даже  многие из её учеников. Так что неизвестно, для кого я составила эту историю в лицах. Их уже давно забыли. Но вдруг кто-нибудь всё же вспомнит о них.
=========================
1921-1929. ШКОЛА ДВАДЦАТЫХ. Очерк Т.Ю. КОРОБЬИНОЙ
Очерк взят  отсюда : 1936-1986. СОВЕТСКАЯ ШКОЛА. История школы № 187 (30)  http://www.domarchive.ru/chronica/10178  . В истории по этой ссылке то же много интересных документов и материалов дающих представление о советской школе и учителях  30-60 гг.
.

.
Мы окончили школу (9 классов) в 1928 году. Тогда ещё не было десятилетнего обучения. Прошли годы, прошла война, и вот в 1949 году решили собрать наш бывший класс. Мы разыскали 20 человек, из которых многих не видели со дня окончания школы. С тех пор мы стали собираться каждый год 25 января в Татьянин день, правда, в меньшем количестве, но, сколько бы нас ни было, мы всегда были рады встретиться.
.
Я знаю несколько прекрасных книг о детских домах и школах 1920-х годов. Это «Республика ШКИД» Пантелеева, «Педагогическая поэма» Макаренко, «Дневник Кости Рябцева» Огнева, «Швамбрания» Кассиля. Прекрасно описана школа того времени в романе Каверина «Два капитана». Возможно, есть и ещё книги о школе, но я о них не знаю. Теперь, когда времена нашего детства стали временами историческими, всякое воспоминание о них интересно. Может быть, и мои воспоминания о школе, в которой я училась, будут в какой-то степени интересны кому-либо, кто будет изучать историю СОВЕТСКОЙ школы.
.
В 1917 году ввели совместное обучение мальчиков и девочек, женскую гимназию слили с Духовной семинарией (см. фото). Дом Семинарии занял 3-й Дом Советов, а в здании бывшей гимназии Ржевской была открыта общеобразовательная школа Краснопресненского района.
.
Интересно то, что после этой «национализации», семья бывшей владелицы и ряд преподавателей продолжали по-прежнему жить в здании школы. Интересно то, что муж бывшей владелицы школы Л.Ф. Ржевской, В.А. Ржевский, — бывший кадет, масон, член IV Гос. Думы и Временного Комитета Думы в Феврале 1917 года, — несмотря на столь бурное «антисоветское» прошлое, никогда не подвергался арестам и ссылкам. Мало того, до 1926 года именно он был директором этой же школы, а Л.Ф. Ржевская оставалась директором начальных классов.
.
Номер школы менялся не один раз: сначала № 101, потом № 30, после нашего окончания она была школой № 24 Дзержинского района и №181 Коминтерновского района. В 1935 году в районе построили две новые школы, а здание нашей школы заняло ведомство, Трудовые Резервы. Теперь этого  здания уже нет. На месте дома № 1 и ещё трех домов, до угла Угольной площади, построено огромное современное здание (см. фото в книге).
.
Когда в феврале 1920 года мы с мамой вернулись из Тамбовской губернии в Москву , мы получили комнату в здании школы. Мама стала работать в этой школе санитарным врачом, и при нашей комнате находился её медицинский кабинет. К тому времени всё утряслось, бородатые семинаристы либо окончили школу, либо куда-то ушли, и в школе уже  учились обыкновенные мальчики и девочки.
.
Не знаю, насколько типичной для того времени была наша школа. Если сравнивать нашу школу со школами, описанными в названных мною произведениях, то наиболее близкой к нашей была та, в которой учился герой романа Каверина «Два капитана» Саня Григорьев. Они и территориально были близки: наша — на Садовой Самотёчной, каверинская — на Садово-Кудринской. Район был тот же — Краснопресненский. Район был огромный, его окраины были рабочими, а в центре в основном жили служащие, или, как тогда говорили, «сов. служащие». Состав учащихся был пёстрый, но детей рабочих было мало.
Tags: СССР, историческая память, система образования
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments