ckychnovosti (ckychnovosti) wrote,
ckychnovosti
ckychnovosti

Categories:

Культурно-просветительская политика большевиков во время гр. войны и разрухи.

в дополнение к этой теме -   https://ckychnovosti.livejournal.com/999634.html
.


"Толстой-художник известен ничтожному меньшинству даже в России. Чтобы сделать его великие произведения действительно достоянием всех, нужна борьба и борьба против такого общественного строя, который осудил миллионы и десятки миллионов на темноту, забитость, каторжный труд и нищету, нужен социалистический переворот."
Ленин , 1910 г.
.
"Оказалось, что, как и следовало ожидать, от всеобщей грамотности мы отстали еще очень сильно, и даже прогресс наш по сравнению с царскими временами (1897 годом) оказался слишком медленным....
Надо, чтобы при ближайшем пересмотре нашего квартального бюджета мы взялись за дело и практически. Конечно, в первую голову должны быть сокращены расходы не Наркомпроса, а расходы других ведомств, с тем, чтобы освобожденные суммы были обращены на нужды Наркомпроса. Не надо скаредничать с увеличением выдачи хлеба учителям в такой год, как нынешний, когда мы сравнительно сносно им обеспечены.
Работа, которая ведется теперь в области народного образования, вообще говоря, не может быть названа слишком узкой. Делается очень немало для того, чтобы сдвинуть с места старое учительство, чтобы привлечь его к новым задачам, заинтересовать его новой постановкой вопросов педагогики, заинтересовать в таких вопросах, как вопрос религиозный....
Но мы не делаем главного. Мы не заботимся или далеко не достаточно заботимся о том, чтобы поставить народного учителя на ту высоту, без которой и речи быть не может ни о какой культуре: ни о пролетарской, ни даже о буржуазной.
... много и много еще можно сэкономить и должно сэкономить для развития народной грамотности ценою закрытия всяких либо игрушек наполовину барского типа , либо учреждений, без которых нам еще можно и долго будет можно и должно обойтись при том состоянии народной грамотности, о которой говорит статистика. Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе.
Это - истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное - над поднятием его материального положения. Надо систематически усилить работу по организации народных учителей, чтобы сделать их из опоры буржуазного строя, которой они являются до сих пор во всех, без исключения, капиталистических странах, опорой советского строя."
Ленин, 2 января 1923 года.
================
Литература  должна воспитывать.
.
«... наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство. Потому мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры. …
Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники»
В.И. Ленин
.
Государство никак не может развиваться без образованного населения. Человек образованный (и только образованный) способен внимать культуре и впитывать её тем больше, чем большие горизонты знаний он для себя открывает. Ничего из этого невозможно без элементарного умения читать и писать.
Знание - сила.
«Ни на минуту не забудут рабочие, что им нужна сила знания. Необыкновенное рвение, которое проявляют рабочие в деле образования, проявляют как раз сейчас, доказывает, что на этот счет заблуждений в среде пролетариата нет и быть не может.» («Как организовать соревнование»)
.
«...Борьба с неграмотностью — задача важнее других», — писал В. И. Ленин в августе 1920 года.
Советская Россия сразу пошла по указанному вождём пути.
.
Ещё 26 декабря 1919 года вышел декрет Совнаркома о ликвидации неграмотности среди населения Республики.
В июле 1920 года при Народном комиссариате просвещения был создан специальный аппарат — Всероссийская Чрезвычайная Комиссия ликвидации неграмотности (ВЧК ликбеза).
.
Для обучения неграмотных в порядке трудовой повинности привлекалось все учительство городских и сельских школ. В центре и на местах создавались краткосрочные курсы для учителей грамоты. Всего к этому времени занималось обучением неграмотных около 200 тысяч человек.
Для обучавшихся в школах ликбеза устраивались популярные лекции и беседы на политические темы, организовывались посещения театров и музеев.
.
В войсках Красной Армни учеба не прекращалась даже в условиях боевой обстановки.
.
Началось мощное книгопечатание.
.
Специально для крестьян выпускались популярные книжки по вопросам сельского хозяйства. Значительно возросло издание произведений классиков художественной литературы.
Всего в 1920 году вышло в свет более четырех с половиной тысяч названий книг и брошюр, общим тиражом свыше 45 миллионов экземпляров. (Для примера: к столетию Пушкина было выпущено юбилейное академическое (но так и неоконченное) полное собрание сочинений поэта тиражом в две тысячи экземпляров. Что касается юбилейных пушкинских брошюр «для народа», то их тираж доходил до 10 тысяч.)
.
Разруха. Голод. Опустошение.
Бумаги не хватало, поэтому выпускать издания из расчёта один экземпляр - на одного читателя было непозволительной роскошью.
«Надо добиваться и добиваться того, — указывал В. И. Ленин, — чтобы газеты и книги, по правилу, распределялись даром только по библиотекам и читальням, по сети их, правильно обслуживающей всю страну, всю массу рабочих, солдат, крестьян. Тогда народ во сто раз сильнее, быстрее, успешнее потянется к грамоте, к свету, к знанию».
.
3 ноября 1920 года был издан декрет Совнаркома о централизации библиотечного дела, о создании единой библиотечной сети РСФСР. Количество библиотек возросло в 1920 году вдвое по сравнению с 1919 годом и достигло 26 тысяч.
Вовсю шла работа изб-читален, являвшихся опорными пунктами всей просветительной деятельности в деревне. В царской России избы-читальни насчитывались единицами, к концу гражданской войны число их доходило до 25 тысяч.
.
Основывались целые институты; постановлением Совнаркома от 4 июля 1920 года стали создаваться рабочие факультеты во всех высших технических учебных заведениях Республики.
.
В марте 1920 года по указанию В. И. Ленина была создана Комиссия по улучшению быта ученых.
.
Советское государство стремилось превратить литературу и искусство в могучее орудие духовного роста и культурного развития миллионов тружеников.
«Искусство принадлежит народу, — говорил В. II. Ленин в 1920 году в беседе с Кларой Цеткин. — Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими».
.
В рамках подготовленного Лениным плана монументальной пропаганды стали возводиться памятники десяткам русских и мировых культурных деятелей - писателей, философов, артистов.
.
Рабочим и крестьянам стали доступны театры, где ставились пьесы Грибоедова, Островского, Чехова, Шекспира, Шиллера, Гюго, Ибсена и других выдающихся писателей. И так далее.
.
Результатом этих усилий Советской власти, генератором которых был В.И. Ленин, мы получили свои научные школы, своих мировой известности инженеров и конструкторов, мы получили свои знаменитые на весь мир театральные и балетные школы. Наконец, миллионы и миллионы счастливых людей, понимающих, ради чего они живут, имеющих возможности, которые не снились до революции подавляющему большинству населения страны, жившего в основном ради элементарного выживания.
***
Материал сделан в продолжение бесед в комментариях к посту
"Ленин был типически русский человек, чистокровный русак", где встречались гневные филиппики в адрес Ленина по причине якобы разгрома русской культуры большевиками.
Отметим, что сейчас наша страна в культурном отношении стремительно движется к уровню 19 века. "Мисс Россия 2012", искренне не знающая - вращается ли Земля вокруг Солнца или наоборот, и т.п. (кто не видел, советую посмотреть с 47-й секунды) — совершенно не исключение.
.
Tags: большевизм, историческая память, образование
Subscribe

  • о "ковидной " утилизации биомассы

    Не орут фашистские гадины : Да сдохните вы от вакцины ! Это голос "добра и заботы о Вас" Вещает "от лица…

  • Паразитология (4)

    . Вернёмся к основной теме. . Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона в России перед революцией было 6,5 миллионов Иудеев —…

  • Паразитология (3)

    «АНТИСЕМИТИЗМ» . Система генерирует и распространяет в среде народов-носителей специфическое поле ненависти — Антисемитизм.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments